Разработка гипотезы исследования

Одним из важнейших структурных элементов науки является гипотеза.

Гипотезой называют систему умозаключений, научных предположений, с помощью которых на основании ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот не является абсолютно достоверным. Потребность в гипотезе возникает в науке тогда, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известно множество обстоятельств, предшествующих или сопровождающих их; когда по некоторым характеристикам современного надо установить картину прошлого; на основании минувшего и современного надо сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных фактов - лишь первый шаг. Сама гипотеза носит вероятностный характер и требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза либо становится научной теорией, либо видоизменяется, либо отбрасывается совсем, если проверка дает отрицательный результат.

Для выдвижения гипотезы необязательно полное ее соответствие фактическому материалу исследований, но гипотеза должна находиться в согласии или, в крайнем случае, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. Для объяснения одних и тех же явлений, событий могут выдвигаться различные гипотезы. Это обусловлено многомерными связями объекта с другими явлениями, выявленными в процессе исследования. Поэтому выдвижение нескольких гипотез, в том числе взаимоисключающих, не может считаться ошибочным. Пока не установлено, в чем состоит индивидуальная особенность объекта исследования, наличие разных гипотез обеспечивает его всестороннее изучение, без чего невозможно установить новые закономерности и сделать на их основе научные обобщения. Но для объяснения серии фактов, связанных между собой многочисленными внутренними связями, следует выдвигать по возможности меньше гипотез, и их логическая связь должна быть как можно более тесной. Из множества противоречивых гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов.

Случается, что собранная информация подсказывает исследователю несколько конкурирующих гипотез. Разработка параллельных гипотез отнимает больше времени, однако повышает достоверность результатов. Нередко правильная гипотеза возникает именно в процессе анализа и проверки неправильных.

Следует четко сформулировать гипотезу в письменной форме, обеспечивающей большую продуманность и облегчающей ее понимание и критический анализ другими.

Гипотеза служит отправной точкой для всей работы, поэтому необходимо согласовать ее с руководителем, а в сложных и спорных случаях (в особенности при наличии вариантов) обсудить в коллективе и получить по ней консультацию компетентного специалиста.

Проверка, или доказательство, гипотезы, ее дальнейшее развитие предусматривают несколько возможностей. Гипотеза может развиваться, уточняться, дополняться новыми положениями и оставаться при этом гипотезой. Развитие гипотезы может привести к ее отбрасыванию. Если в процессе обоснования гипотезы будут выявлены факты и закономерности, которые противоречат основному содержанию гипотезы, то ставится вопрос о замене ее новой гипотезой, с другими принципами, так называемой рабочей гипотезой. Рабочая гипотеза в процессе развития или снова отбрасывается, или превращается в теорию. Это происходит в том случае, когда истинность принципа, положенного в основу гипотезы, доказывается не отдельными фактами, а совокупностью практических результатов. Отдельные факты только подтверждают гипотезу, делают ее более вероятной, но не доказывают полностью. Решающим критерием превращения гипотезы в теорию является практика. Это возможно в двух случаях: описанная гипотезой суть явления или становится доступной для прямого наблюдения, или положение, которое составляет основное содержание гипотезы, выводится как следствие из достоверных посылок.

На основе гипотезы в научных исследованиях стараются вывести наибольшее количество следствий. Если все следствия согласуются с данными наблюдений и опыта, и не один из них не противоречит этим данным, то гипотеза считается вероятной. Но и в этом случае она продолжает оставаться только положением, истинность которого доказана. Подтвержденные практикой следствия из гипотезы повышают ее вероятность, приближают основное содержание гипотезы к объективному знанию, оказывают содействие ее успешному использованию в практической деятельности человека.

Превращение гипотезы в научную теорию происходит тогда, когда она доказана не отдельными фактами, а целой совокупностью практических результатов. Между гипотезой и теорией существуют различия, которые вытекают из практики как критерия истинности. Теория, в отличие от гипотезы, является достоверным знанием, которое, однако, не исключает наличия в ней гипотетических элементов, которые активизируют ее дальнейшее развитие.

Практика конкретного периода может не давать возможности полностью доказать или отвергнуть все идеи, которые возникают. Поэтому гипотеза полноправно входит в научную теорию до тех пор, пока дальнейшие научные исследования не докажут или не опровергнут ее.

В процессе развития гипотезы можно выделить четыре стадии:

Накопление теоретических и эмпирических знаний об объекте исследования его изучения, обоснование на их базе научных предположений о возможности получения новых знаний об объекте характеризуют стадию выдвижение гипотезы.

На стадии формулирования гипотезы выполняются необходимые теоретический экспертная оценка, очерчивается методика исследования гипотезы, выполняется подбор доказательств.

Доказательство гипотезы происходит в процессе ее теоретического исследования, экспериментальной проверки результатов теоретического изучения. На этой стадии гипотеза, безусловно, уточняется и видоизменяется в зависимости от полученных результатов.

И, в конце концов, по результатам доказательства, предварительная гипотеза или принимается как достоверная научная теория, или отбрасывается.

Для того, чтобы гипотеза могла выполнять свою основную функцию как форма развития знаний, она должна отвечать основным критериям философии.

В частности, основное содержание гипотезы не должно противоречить законам, установленным в определенной системе знаний. Например, ни одна из гипотез в области конкретной экономики не должна противоречить закону соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Однако, как уже упоминалось, это требование нельзя абсолютизировать, так как это исключило бы возможность развития знаний.

Если возникает разногласие между выдвинутой гипотезой и ранее доказанными положениями определенной науки, то подвергают сомнению в первую очередь истинность гипотезы. Но если новые аргументы все больше подкрепляют гипотезу, то приходится проверять насколько достоверна та теория, которая противоречит выдвинутой гипотезе.

При выдвижении гипотезы необходимо стараться с ее помощью объяснить не часть некоторых фактов, а всю их совокупность. При этом сформулированные положения, составляющие содержание гипотезы, не должны быть логически противоречивыми, то есть одно не должно быть формально-логическим отрицанием другого.

Гипотеза должна быть предельно простой, то есть такой, которая не требует введения новых гипотез и предположений. Простота выступает своеобразным критерием, дающим возможность выбирать между несколькими разными гипотезами.

Гипотеза должна на основе обобщения уже имеющихся знаний выходить за их рамки, то есть формулировать новые положения, истинность которых еще не доказана.

Кроме того, гипотеза должна:

  • - быть достоверной (непосредственно связанной с проблемой, которая решается исследованием, вытекать из ее сути);
  • - предсказуемой (не только объяснять, но и служить основой для решения проблемы);
  • - иметь возможность формализации (изложения основных положений не только логически, но и с помощью математического аппарата).

Выдвижение гипотезы, фундамента будущих исследований, - сложный творческий процесс, в результате которого очерчиваются границы и определяются основные направления всего исследования. Одновременно гипотеза выступает основой для определения той системы показателей, которые необходимы для данного исследования.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >