Характеристика культуры

Краткий обзор

Урочище Джеты-асар - это плоская, почти лишенная растительности глинистая равнина, переходящая к северу в Джусалинскую степь. На западе она переходит в тяжелые грядовые пески, окаймляющие главное старое русло Кувандарьи.

Для исследуемой культуры характерны крупные городища с особой планировкой и своеобразной материальной культурой. Городища, окруженные курганными группами, располагались по руслам рек, существовала небольшая оросительная сеть, без крупных магистральных каналов. Вся область в период жизни памятников представляла собой картину древней внутренней дельты, влажной, болотистой страны, пересеченной многочисленными водными протоками, на которых базировалось земледельческое хозяйство джетыасарцев. С.П.Толстов По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948,стр.127-128

Скотоводство было главной отраслью хозяйства носителей джетыасарской культуры. В основном разводили крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов. Большую роль играло и земледелие, на что указывают найденные зернотерки, жернова, следы зерен проса, ячменя, косточки бахчевых культур, и примитивная ирригационная система.

Джетыасарское население, помимо земледелия и скотоводства, занималось рыболовством, так как поселения располагались вблизи рек. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках рыболовные крючки, грузила, а также кости рыб. Л.М.Левина. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в I тысячелетии н.э..М.1971, стр.11

Основными строениями в городищах были прямоугольные жилища из сырцовых кирпичей. Иногда с использованием пахсовых блоков.

С.П.Толстовым был проведен сравнительный анализ текстов Птолемея, Плиния, Полибия, посвященных перечням народов Оксо-Яксартского междуречья. Он пришел к выводу, что бассейн Кувандарьи составлял область расселения народности тохаров, локализуемых Птолемеем «в северном отрезке Яксарта», рядом с пасиками (апасиаками аральского Поморья), с одной стороны, и ятиями (асиями, асианами, усунями правобережья Средней Сырдарьи и более восточных районов) - с другой. Поэтому он связывает носителей джетыасарской культуры с древними тохарами.

Джетыасарская культура на протяжении долгого времени сохранялась неизменной. Этнокультурная основа в целом оказалась очень устойчивой: исследователи подчеркивают в течение всего существования культуры «необычайную традиционность и консерватизм при внешней архаичности всех черт материальной культуры» (Левина, 1996, с. 370). С.А.Яценко. Костюм джетыасарской культуры на фоне соседних народов. Туркестан, 2006, с. 320-328Однако за период существования джетыасарцев все же наблюдались отдельные изменения в их материальной культуре, что лучше всего прослеживается в керамике.

Характерными чертами для джетыасарской керамики являются варианты налепного орнамента, такого, как полукруглый валик, сочетающийся с налепом-шишечкой, расположенным под ним.

На развалинах памятников и вокруг них были найдены многочисленные фрагменты подобной керамики с черной и красной лощеной поверхностью. Среди них были формы, свойственные Хорезму, но в целом облик керамики отличался значительным своеобразием, из чего можно сделать вывод, что джетыасарская культура является одновременной и родственной античной хорезмской, и при этом самостоятельной С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации.М,1948,стр.137-138.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >