Виды и общие условия наступления дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность рассматривается как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Из этого следует, что меры дисциплинарной ответственности не должны превышать положенных норм трудового права. При этом такие меры с одной стороны стимулируют работника к надлежащему выполнению своих служебных обязанностей, а с другой -- способствуют профилактике и предупреждению правонарушений.

Дисциплинарная ответственность наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (совершение дисциплинарного проступка). Основные обязанности работника содержатся в ст. 53 ТК республики Беларусь, в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), коллективных договорах, должностных (рабочих) инструкциях и иных локальных нормативных правовых актах нанимателя (соглашениях, положениях, инструкциях по охране труда и технике безопасности и т.д.), а также дисциплинарных уставах. трудовой дисциплина проступок ответственность

К основным обязанностям работника относится обязанность подчиняться ПВТР, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам.

Существует общая и специальная дисциплинарная ответственность.

Общая ответственность может быть возложена на любого работника, совершившего дисциплинарный проступок [14, с. 336].

Специальную дисциплинарную ответственность несут отдельные категории работников (в частности, работники транспорта) [2, ст. 204]. Особенности привлечения таких работников к дисциплинарной ответственности установлены в нормативных правовых актах. Например, согласно Положения о дисциплине работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.1993 N656, за совершение дисциплинарного проступка к работнику может применяться кроме предусмотренных законодательством о труде такая мера дисциплинарного взыскания, как лишение права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта на срок от трех месяцев до одного года в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [8, п. 6].

Дисциплинарное взыскание применяется нанимателем, т.е. органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников [2, ст. 201]. Применение дисциплинарного взыскания может быть поручено иному органу (руководителю).

Также законодательством предусмотрено, что наниматель может применять меру дисциплинарного взыскания по письменному требованию:

  • - государственного органа (организации) - в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);
  • - облисполкома или Минского горисполкома - в отношении работников организаций государственной и частной форм собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
  • - иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации) [6, п. 5].

Нужно отметить, что в соответствие с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (далее - Закон о местном управлении), к компетенции исполкомов, местных администраций относится предъявление письменных требований о привлечении к дисциплинарной ответственности работников соответствующих органов и организаций. Данные требования вправе предъявить:

  • - исполкомы областного уровня (областные, Минский городской исполкомы) - нанимателям работников нижестоящих органов и расположенных на их территории организаций (абз. 16 ст. 42 Закона о местном управлении);
  • - исполкомы базового уровня (городские (городов областного подчинения), районные исполкомы) и первичного (городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы) - нанимателям работников нижестоящих органов и расположенных на их территории организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы (абз. 17 ст. 43, абз. 19 ст. 44 Закона о местном управлении);
  • - местные администрации - нанимателям работников подчиненных организаций, расположенных на их территории [3, ст. 45].

Внести в вышестоящий исполком предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников установленных органов (организаций) вправе нижестоящие исполкомы и местные администрации.

Указанные положения применяются в отношении работников организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности административно-территориальной единицы, на территории которой они расположены или которой они не подчиняются (абз. 16 ст. 43, абз. 18 ст. 44, абз. 40 ст. 45 Закона о местном управлении).

При привлечении работника к дисциплинарной ответственности по письменному требованию уполномоченного органа нанимателю необходимо также соблюсти общий порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий [2, ст. 199].

Проанализировав первую главу, следует отметить, что нарушением трудовой дисциплины (дисциплинарным проступком) является противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей. На практике часто трудовая дисциплина понимается в узком смысле - как соблюдение работником правил внутреннего трудового распорядка. Правовое понятие трудовой дисциплины подразумевает не только соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и надлежащее выполнение работником своих обязанностей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Обязательным признаком дисциплинарного проступка является наличие вины. При отсутствии вины работника нет должностного проступка, а, следовательно, не может быть наложено и дисциплинарное взыскание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >