Содержание коммерческой тайны

Состав сведений, образующих служебную коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. Такого рода сведения предприниматели обычно относят данные о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т. п. К служебной и коммерческой тайне с точки зрения действующего законодательства относятся сведения относительно применяемых технологий, технических решениях, методах организации производства и т.д., т.е. всего того, что обычно охватывается понятием «секрет производства» («ноу-хау») «Гражданское право Т.1. 6-е издание» под ред. Сергеева А.П. Толстого Ю.К. 2006г. С.277.

Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того чтобы, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, “ноу-хау” - контрагентов, финансовое положение - инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины”, то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно, для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и составит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя способами: законным и незаконным.

Законный способ - это получение информации из средств массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами.

Незаконный способ - это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.

Наиболее ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течение последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников - из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих” ее и выбирающих нужные сведения. Существует большое количество способов получения информации. Так, американский журнал “Chemical engineering” опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации.

  • 1. сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;
  • 2. использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
  • 3. биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;
  • 4. изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
  • 5. замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
  • 6. непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
  • 7. беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);
  • 8. так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
  • 9. наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
  • 10. подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
  • 11. использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
  • 12. подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
  • 13. перехват телеграфных сообщений;
  • 14. подслушивание телефонных разговоров;
  • 15. кража чертежей, образцов, документации;
  • 16. шантаж и вымогательствоПредпринимательство и безопасность Т.2. - М. Универсум. 1991. с. 78-79.

В связи с этим, необходимо определить - какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения” в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, с которой, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

Прежде чем приступать к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

  • 1. Высшая степень конфиденциальности. Это информация, которая является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это - угроза высокой степени тяжести, последствия и реализации которой могут ликвидировать саму фирму.
  • 2. Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.
  • 3. Конфиденциальная информация - ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
  • 4. Информация ограниченного доступа - ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).
  • 5. Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

Для того чтобы осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите, следует использовать следующие критерии:

Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить - существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

  • 1. Деловая информация:
    • · сведения о контрагентах;
    • · сведения о конкурентах;
    • · сведения о потребителях;
    • · сведения о деловых переговорах;
    • · коммерческая переписка;
    • · сведения о заключенных и планируемых контрактах.
  • 2. Научно-техническая информация:
    • · содержание и планы научно-исследовательских работ;
    • · содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;
    • · планы внедрения новых технологий и видов продукции;
  • 3. Производственная информация:
    • · технология;
    • · планы выпуска продукции;
    • · объем незавершенного производства и запасов;
    • · планы инвестиционной деятельности.
  • 4. Организационно-управленческая информация:
    • · сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;
    • · оригинальные методы организации управления;
    • · система организации труда.
  • 5. Маркетинговая информация:
    • · рыночная стратегия;
    • · планы рекламной деятельности;
    • · планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
    • · методы работы на рынках;
    • · планы сбыта продукции;
    • · анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.
  • 6. Финансовая информация:
    • · планирование прибыли, себестоимости;
    • · ценообразование - методы расчета, структура цен, скидки;
    • · возможные источники финансирования;
    • · финансовые прогнозы.
  • 7. Информация о персонале фирмы:
    • · личные дела сотрудников;
    • · планы увеличения (сокращения) персонала;
    • · содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.
  • 8. Программное обеспечение:
    • · программы;
    • · пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Именно эта информация, в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры. Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников. Регулирование отношений связанных с использованием конфиденциальной информации начинается с устава, в котором дается понятие о коммерческой тайне и установление ответственности за ее несоблюдение. Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к ней и круг работников предприятия, допущенных к той или иной степени конфиденциальности информации.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >