Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Театрализация как ведущий метод организации фольклорного праздника

Традиционный фольклор в театрализованном празднично-обрядовом действии

Реализация традиционного фольклора в культурно-досуговой деятельности

Фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества.

Фольклор неоднозначен: в нем проявляется и безграничная народная мудрость, и народный консерватизм, косность. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания.

К сожалению, не сложилось однозначного определения понятия фольклор. Сам термин "фольклор" (от английского слова folklore - народная мудрость) - распространенное в международной научной терминологии название народного творчества. Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У.Дж. Томсом. Как официальное научное понятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folklore Society), основанным в 1878 г. В 1880 - 1990 гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира[34].

В современной литературе распространенной является расширительная трактовка фольклора как совокупности народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, искусств.

В частности, известный фольклорист В.Е. Гусев в книге "Эстетика фольклора" рассматривает данное понятие как художественное отражение действительности, осуществляемое в словесно-музыкальных, хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с жизнью и бытом [9]. Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнография. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта.

Основными признаками фольклора, выделяемыми различными исследователями, являются его синкретизм, вариативность, изустность передачи, импровизационность, коллективность творческого процесса, традиционность и полиэлиментность.

Синкретизм характеризует взаимосвязь, целостность внутренних компонентов и свойств фольклора.

Вариативность можно рассматривать как изменяемость художественных произведений, их неповторяемость при исполнении или иной форме воспроизведения. Каждый автор или исполнитель дополнял традиционные образы или произведения собственным прочтением или видением.

Изустность передачи фольклорного материала проявляется в бесписьменности форм передачи фольклорной информации. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику.

Импровизационность - это особенность фольклорного творчества. Каждое новое исполнение произведения обогащается новыми элементами (текстовыми, мелодическими, ритмическими, динамическими, гармоническими и т.д.), которые привносит исполнитель. Причем эти изменения носят спонтанный, ситуативный характер. Любой исполнитель постоянно вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянному развитию, изменению произведения, в ходе которого выкристаллизовывается эталонный художественный образ. Тем самым фольклорное произведение становится результатом многолетнего коллективного творчества.

Фольклор полиэлементен, поскольку очевидны его внутреннее многообразие и многочисленные взаимосвязи художественного, культурно-исторического и социально-культурного характера.

К основным функциям фольклора относят религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.

Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.

Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию.

Фольклор очень многообразен. Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра: обряд, заговор, быличка.

Кратко и однозначно сформулировать, что такое обряд не так просто: у него много различных сторон, особенностей, и, характеризуя одну из них, можно упустить остальные. Наиболее удачно, на наш взгляд, дал определение обряду Д.М. Угринович: «Обряд - это определённый способ передачи новым поколениям определённых идей, норм поведения, ценностей и чувств. От других способов такой передачи обряд отличает его символическая природа. В этом его специфика. Обрядовые действия всегда выступают как символы, воплощающие в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывающие соответствующие чувства»[45, стр.27] Особенно важную роль обряды выполняют в праздники, которые, как правило, насыщены разнообразными обрядовыми действиями

Обряд имеет сложную структуру. Он сопровождается не только мифами, но и песнями, драматическими действиями, ряжением, символическим действием. Например, двигаясь по кругу - хороводу, участники похожи на планеты, вращающиеся вокруг солнца. Идя в правую сторону, чувствовали положительный заряд. Именно в красивом и спокойном хороводе можно услышать через тонкие чувства спутника жизни. В хороводе равномерно распределяется энергия: слабый находит, сильный делится. Само пение также является целительным актом. Ритм и звучание ткут мироощущение.

Предметы-символы в обрядах помогают человеку не только украсить обряд, но и психологически настроиться на действо. Хлеб-соль - земля и солнце, полотенце - кусочек чистого космического пространства или полоса жизни человека, венок - круг оберегающий, яйцо - символ постоянного рождения и самой Вселенной, чучело - образ зимы, холода, уходящего времени, береза - символ расцвета природы, ветка - ключ к возрождению или к сердцу любимого. Обрядовое печенье - плодородие. Обрядовая каша - символ начала и конца, жизни и смерти одновременно (из зерна появляется жизнь, рождается цвет, новые семена и с нового семени начинается этот вечный процесс). Блины - солнце, Рождественская звезда (колядочная) - коловорот солнца. Елочка - дерево жизни, мировое дерево.

Ритуал -- основа обряда, порядок совершения традиционных действий, соответствующих обряду. В ритуале должны сочетаться рациональные и эмоциональные начала, создающие нужный психологический настрой, благодаря которому участники действия сопереживают происходящее или, иначе говоря, эмоционально воспринимают значение и смысл отмечаемого события.

Церемония -- особо торжественная часть ритуала, официальный акт. В День Победы, например, это минута молчания.

Таким образом, обряд - это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщение личности к социуму. Обряд -- составная часть праздника, являющаяся как бы его стержнем, отличительным признаком, поскольку прочие составные, такие, как концерты, спортивные соревнования, танцы, игры, аттракционы и т. д., могут походить друг на друга. Обряды обусловлены обычаем, традицией, а иногда и законом. Как целостная структура они раскрывают событие, отражая общественные отношения.

Судьба праздников в городе и сельской местности складывалась по-разному, чему в немалой степени способствовала их календарная приуроченность, а также особенности механизма формирования новых праздников в городской и сельской среде. В городе, предрасположенном к праздникам светского характера, преобладала ориентация на новации, а в сельской среде - на традицию. Социально-политическое и культурное единство города и сельской округи обеспечивало единство фольклорной традиции. Многолюдные городские праздники традиционно были частью городского быта, но они почти полностью копировали крестьянскую традицию. Обычно в городах, как и на селе, празднества и гуляния были приурочены к сезонно-календарному циклу полевых работ и крупным церковным праздникам. После того, как быт города и деревни начал принципиально различаться, изменился и характер традиционных земледельческих празднеств в изменившихся городских условиях.

Индустриальный город нивелирует основополагающие черты крестьянского праздника: строгую регламентацию и обрядность праздника. В городе меняется состав участвующих в празднике, поскольку, во-первых, социальное деление в индустриальном городе значительно многообразнее, чем на селе, а во-вторых, на городском празднике сталкивались не только представители различных сословий, но также различных местностей и национальностей.

Постепенно в условиях промышленного города складываются такие формы праздничных развлечений, увеселений и торжественных церемоний, которые все больше отрываются от своей традиционной первоначальной основы и приспосабливаются практически к любой форме празднования. Разрушается социальное, а затем и культурное единство празднично-обрядовой жизни города и деревни.

Существуют различные точки зрения на время появления городского фольклора как самостоятельного явления. А.Ф. Некрылова относит его появление к XVIII в., поскольку именно тогда «произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства» и «непривилегированная часть жителей крупных городов ощущала необходимость в создании своего искусства» [26, стр.36]. Этому способствовало также и появление в России в XVIII в. значительного числа иностранцев, в том числе и бродячих артистов, которые познакомили население, и прежде всего городское, с европейским ярмарочным искусством.

Для городского фольклорного искусства характерна профессионализация. Ярмарочный артист, артист эстрады или цирка - это уже профессия, способ постоянного заработка: «Фольклорное творчество, превращаясь в профессиональное искусство, пронизывало постепенно всю публичную жизнь города, постепенно вытесняя коллективное творчество».[19, стр.7] Характерным для города нюансом является объединение в фольклорном творчестве искусства и развлечения, что способствует его коммерциализации. Признаком этого является также появление рекламы, то есть борьбы за зрителя.

Таким образом, городской фольклор постепенно утрачивает качества, характерные для традиционной крестьянской культуры, и превращается в зрелище, в котором одни активно действуют, а другие созерцают. Это зрелище получает иные, чем на селе, законы своего развития, сакральный смысл календарно-обрядной стороны праздника утрачивается, и фольклорное творчество постепенно превращается в профессиональное искусство.

Проблема возрождения и возвращения традиционного фольклора в досуговую сферу нашего общества является одной из самых противоречивых как в научной фольклористике, так и в методико-технологической практике. На решение этой проблемы существуют различные точки зрения. Одна из них выражает идею естественного возвращения к истокам народных традиций, определяемую естественной потребностью общества в них, суть другой, условно говоря, в искусственном внедрении в досуговую практику фольклорных традиций.

Вполне понятно, что народные художественные традиции, бытовавшие как естественная часть жизни людей в прошлые века, сегодня являются историко-культурным наследием, ценнейшим архивом народной культуры, хранящимся в описаниях историков-этнографов, искусствоведов, литературоведов и других любителей-собирателей. Однако, на наш взгляд, нет ничего недемократичного в том, если профессиональный организатор культурно-досуговых программ «придумает» и внедрит в досуговую практику праздник или какие-либо другие формы, основанные на традиционном фольклоре. Но при этом важно знать, по какому художественному принципу моделируется та или иная фольклорная культурно-досуговая программа. Здесь необходимо иметь понятие об «этнографическом» и «стилизованном» фольклоре и методах их реализации в технологическом процессе моделирования таких программ.

Этнографический фольклор, безусловно, является прерогативой профессионального исполнительского искусства, который предусматривает специальную подготовку исполнителей. Задачей его является сохранение и передача духовного и художественного опыта народа и удовлетворение практических и бытовых потребностей народной жизни. Например, народная песня, являясь элементом целостной системы представлений, включающих в себя мировоззрение народа, принципы его материальной и духовной культуры, неотделима от народного костюма, хореографии, словесности и т.п. В соответствии с этим участники этнографических коллективов стремятся пользоваться подлинными народными костюмами или их полными копиями. Обычно используют костюм той же деревни, где и записывали песни. Часто этнографические коллективы создаются и работают в сельской местности и исполняют песен только своей деревни.

К стилизации прибегают для создания исторического или местного колорита. Фольклор предстает в виде коллажа и монтажа образов, обрядов, ритуала, костюма, пришедших из различных письменных, устных, визуальных источников информации.

Таким образом, профессиональное искусство переводит язык традиционной культуры на язык современной массовой культуры, из сферы быта - в сферу искусства. К этому надо относиться так же, как если бы некто вышил бисером картину Васнецова "Три богатыря": угадать можно, но другая техника исполнения порождает у зрителя и другие образы, и другие ассоциации.

В процессе моделирования фольклорных культурно-досуговых программ, по нашему мнению, основным исходным принципом должен быть метод художественной стилизации, который предполагает умение будущих специалистов определять и художественно обобщать наиболее яркие и типичные черты исторического фольклора.

Одним из приёмов метода стилизации является ориентация на народно-разговорную речь, которая предполагает форму сказа как имитацию монологической речи персонажа «из народа» или «рассказчика». Такое повествование предполагает последовательное, тематически и эстетически мотивированное вкрапление в его композиционно-речевую структуру лексико-фразеологических и грамматических историзмов и архаизмов, композиционных элементов текстов и документов описываемой традиции. Анализируя методику использования традиционного фольклора в советских массовых праздниках, а также обобщая исследования по этому вопросу Яшвили 3. Д. («Реализация воспитательных возможностей фольклора и массовой культурно-просветительной работе». Л., 1981), Лазарева Л. П. («Фольклорные зрелищно-игровые традиции как средства организации советского массового праздника». Л., 1985), Некрылова А. Ф («Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII -- начало XX века». Л., 1984) и Коновича А.А. («Театрализованные праздники и обряды в СССР) следует особенно выделить типичные недостатки, которые часто допускаются сценаристами и режиссерами при использовании традиционного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии. И первое - это нарушение баланса между содержательной направленностью действия и зрелищностью, развлекательностью [53]. К другим типичным недостаткам использования традиционного фольклора следует отнести слабую активизацию аудитории с помощью обрядовых элементов, сохранение ее деления на празднике на зрителей и исполнителей. Виной тому распространенная ориентация на рассмотрение и использование традиционного фольклора всего лишь как постоянного репертуара литературных, музыкальных, танцевальных коллективов [18]. Такая узкая трактовка не позволяет рассматривать фольклорные зрелищно-игровые традиции как сложившееся на протяжении определенного исторического периода сюжетное действо, в рамках которого предусмотрена многозначность ролей его участников. Сюда же нужно отнести и слабое владение основами традиционного фольклора сценаристами и режиссерами празднично-обрядового действия, что ведет к заштампованности в подборе фольклорного материала [26].

Именно поэтому в большинстве своем многие современные народные праздники не несут в себе соответствующего содержания и сводятся к бесцельному массовому гулянью, украшенному элементами праздничной атрибутики. Так, отмечая очередной народный праздник, люди не знают, почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу пекут блины и сжигают чучело, почему на Cвятки в дом приходят ряженые, зачем на Сороки пекут жаворонков, что такое «мирская каша» или «братчина».

Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.

Один из первых исследователей природы и сущности народных праздников в России И.М. Снегирев в своей работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» писал, что одним из сильнейших средств к сближению людей и народов и одним из источников познания жизни каждого народа служат его праздники [40].

В связи с этим, программируя в сценарии современного народного праздника театрализованное импровизационно-игровое действие, режиссер должен не просто избирать его персонажей, но и разработать фольклорно-образное наполнение их деятельности, основанное на народных традициях и обычаях самобытных народных праздников. В ходе праздника в различных формах - зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической - должно отображаться как прошлое народа, мифическое и историческое, так и современность, нынешняя ситуация. Разумное соединение фольклора с современностью будет способствовать художественному осмыслению сегодняшнего дня с позиций исторических, как бы синтезируя прошлое и настоящее, старое и новое [18].

Насыщение театрализованного действия фольклорными элементами, импровизацией на основе сложившихся народных традиционных игр значительно повышают степень активности участников. В русском языке понятие «игра» принятой этимологии не имеет. В «Кратком этимологическом словаре русского языка» допускается, что образованно это слово с помощью суффикса «ра» (сравните этот же суффикс в слове «искра», что в переводе с греческого означает «священный трепет»). Первоначальное значение слова «игра» - восхваление и умилостивление божества пением и пляской.

Производное от игры - игрище - это точное название народных дохристианских обрядов, впервые упоминается в летописи «Повесть временных лет». По своему типу и структурным особенностям различаются карнавальные игрища - хождения и действа с символической фигурой - куклой, или реже - ряженым мужчиной либо девушкой; хороводные игрища - цикл хороводных игр («закликание» весны, «завивание» берёзки и др.). Оба типа игрищ различаются не только морфологическими признаками, но и в эстетическом отношении: карнавальному свойственно трагедийно-фарсовая природа, а хороводные игрища характеризуются лирико-драматической тональностью.

Кроме того, первому типу присуща яркая разнородность образно-художественных средств: пластически выразительная кукла, пестрота нарядов участников, усиленная ряженьем, пение, пляски, инструментальная музыка, словесные формы - раешный стих (комментарий, не совпадающий с картинкой); прибаутки, загадки и т.д.

Второму типу присуща однородность художественно-изобразительных средств: хореографическая форма, а-капелльное хоровое пение, праздничная (не бытовая!) одежда.

Они различаются и составом участников: в карнавальных игрищах участвуют все половозрастные группы населения, исполняется оно публично и открыто для всех (Святки, Масленица); хороводные игрища - это молодёжное развлечение, в котором участвуют преимущественно девушки и производятся эти действа, как правило, без посторонних зрителей на поляне, за околицей или в другом укромном месте. Например, хороводное игрище девочек «Похороны кукушки». Проходит перед Троицей и представляет собой акт, символизирующий вступление подростка в мир взрослой жизни - посвящение 12-летних девочек в девушки. 12 лет - возраст полового созревания, девочка становится способной к деторождению, а кукушка - известная птица! Хоронили её плохие качества. Действо проходило на укромной лесной поляне, куда был запрещён доступ всему остальному населению общины. В песенных хороводах прослеживаются следующие этапы: приглашение к завиванию венков, кумление (братание), обмен подарками (самодельными куклами), традиционная трапеза (яичница), игры, похороны кукушки (куколка из травы «кукушкины слёзы»), гадание на венках (пускали венки по воде). Эти игрища до сегодняшнего дня очень популярны в сёлах Тверской области [36].

Человек только появлялся на свет - и практически сразу же становился главным действующим лицом, вокруг которого разыгрывалось священное обрядовое действо. Затем он являлся центром праздника его совершеннолетия, а на горизонте самое зрелищное игровое действо - свадебный обряд. И так до сегодняшнего дня. Жизнь идёт своим чередом и вот мы уже проходим тот же игровой круг со своими детьми, затем - внуками, некоторые и с правнуками, приближаясь к самому печальному и мудрому игровому обряду, который оповестит мир о завершении нашего жизненного пути. Так, где же кончается священный ритуал и начинается праздничное зрелище и что это - игра или сама жизнь?

Поэтому вполне понятно, что народные художественные традиции, бытовавшие как естественная часть жизни людей в прошлые века, сегодня являются не только историко-культурным наследием, ценнейшим архивом народной культуры, хранящимся в описаниях историков-этнографов, искусствоведов, литературоведов, но и важнейшей формой в структуре культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, фольклорно-образное наполнение различных форм праздничного досуга, позволяет использовать традиционный фольклор в качестве стимулятора активного массового действия участников, среди которых можно выделить следующие типы активной деятельности: Костюмирование участников выступает своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа и позволяет участникам войти в роли народных персонажей. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо оно не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой ценным. Костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет превалирования в сценарном замысле не личностного, а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становится определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которого, происходит слияние практически -- реального и условно -- идеального поведения.

Многозначно использование обрядового и ритуального действия, опирающегося на традиционный фольклор и связанного как с календарными праздниками (встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла (вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и др.). При этом если обряд выступает как широкоплановое театрализованное действие (свадьба, трудовой юбилей, совершеннолетие, проводы в армию и т. д.), то ритуал -- как утвержденный и общепринятый торжественный акт. Это кульминационная часть обрядового действа, его центральное событие. Ритуалы могут содержаться в любом празднике или обряде как его наиболее устойчивые и неизменяемые части, соответствующие или религиозным, или гражданским установлениям и законам.

Фольклорные традиции могут служить глубокой серьезной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев и стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием. Приметой времени стал растущий интерес к традиционным народным ремеслам. Как правило, культурно-досуговая программа сейчас сопровождается выставками изделий мастеров народных промыслов и ремесел, "живьем" показываются резьба по дереву, роспись, гончарное мастерство, плетение, вышивка. В культурно-досуговой программе такие выставки могут служить экспозицией к будущему сценическому действию.

Функции, которые могут выполнять народные традиции и фольклор в КДП: активизация зрителя, оживление исторических событий, создание атмосферы, композиционное построение и движение сюжета

Традиционный фольклор является важнейшей формой в структуре культурно-досуговой деятельности.

Основным жанром в сценарии фольклорного праздника является обряд, который выражается посредством символического игрового действия, ряжения, хоровода, предметов-символов и ритуальной еды. Как целостная структура, обряд раскрывает событие, отражает общественные отношения.

Основным исходным художественным принципом моделирования фольклорных культурно-досуговых программ является метод художественной стилизации, который предполагает умение специалистов определять и художественно обобщать наиболее яркие и типичные черты традиционного фольклора.

Фольклорно-образное наполнение различных форм праздничного досуга, позволяет использовать традиционный фольклор в качестве стимулятора активного массового действия участников, среди которых можно выделить следующие типы активной деятельности: костюмирование, использование народных игр, обрядов и ритуалов как театрализованных действ, привлечение мастеров народных промыслов и ремёсел.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее