Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Органы самоуправления разных стран

Местное самоуправление Швеции

Швеция обладает богатым опытом организации местного самоуправления, накопленным ещё с древних времен. Уже в средние века в городах и сёлах этого государства сформировалась целостная самоуправляющаяся система. Уже тогда государство законодательно гарантировало личную и хозяйственную свободу крестьян, а также их право влиять на разрешение вопросов общегосударственного значения. Вскоре постепенно местное самоуправление проникло не только в светскую, но и в церковно-религиозную сферу шведского общества. Существенное влияние на развитие местного самоуправления Швеции оказали коммунальные реформы 1862 года. В результате них было разграничено церковное и светское самоуправление, а также были образованы ландстинги.

В настоящее время административно-территориальное деление Швеции трёхступенчатое: государственный уровень, региональный и местный, соответственно (24 лена-23 ландстинга-288 коммун).

На общегосударственном уровне проблемами местного самоуправления занимаются Риксдаг, Кабинет Министров, министерства и специализированные государственные агентства. На региональном уровне параллельно функционируют губернатор, возглавляющий Административный Совет (представитель государства в лене) с одной стороны, и Региональное собрание, формирующеей свой Исполнительный Комитет, с другой стороны, а также администрации и службы государства. На первичном уровне параллельно Муниципальному собранию функционируют местные органы исполнительной власти.

Основной объём проблем местного значения возложен на коммуны.

Можно выделить следующие принципы местного самоуправления Швеции:

  • -обеспечение свободного выражения воли граждан и всеобщего избирательного права;
  • -право на принятие всех решений в коммуне принадлежит собранию избранных её представителей (совету);
  • -все вопросы принципиального и общего значения разрешаются муниципальным собранием;
  • -каждый представительный орган самоуправления должен иметь свой же формируемый им исполнительный орган;
  • -органам местного самоуправления разрешено самостоятельно взимать с плательщиков собственные налоги.

Что касается разграничения полномочий между центром и местной властью, то в Швеции закон определяет (и тем самым ограничивает) только полномочия органов государственной власти. Так, на государственном уровне решаются вопросы строительства дорог, железных дорог, организация центров занятости, охрана общественного порядка. Все остальные вопросы попадают под сферу ответственности местных органов власти. В этом состоит коренное отличие от российской системы, где законодательство устанавливает перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов местной власти, оставляя, таким образом, большую сферу ответственности государственной власти.

Подобный подход в законодательстве предопределяет, таким образом, широкие полномочия шведского муниципалитета. В то же время шведское законодательство ограничивает поле для злоупотреблений.

Во-первых, коммуны не обладают правом свободно продавать муниципальную собственность для обеспечения текущих расходов, или брать займы для финансирования административно-производственных затрат.

Во-вторых, хотя муниципальный бюджет включает точно подсчитанный итог, баланс и анализ финансирования, поправок к которым больше быть не может. Одновременно с бюджетом принимается решение о размере муниципального налога. Кроме того, к бюджету обязательно прилагается план экономического развития на трехлетний период и план деятельности коммун.

В-третьих, муниципальная собственность не может быть отдана под залог, из-за чего, в частности, шведская коммуна по определению не может быть банкротом.

В-четвертых, контрольно-ревизионная деятельность является инструментом внутреннего демократического контроля. Ее осуществляют не профессионалы, а выборные представители, в помощь которым назначаются профессиональные аудиторы.

В-пятых, по итогам ежегодного отчета собрание имеет право освободить отдельных избранных представителей или комитет в целом от выполнения обязанностей.

Довольно проста структура органов местного самоуправления. Её составляют муниципальные собрания, которые избираются населением, при этом количество депутатов зависит от численности населения. Минимальное число депутатов устанавливается законом о местном самоуправлении.

Муниципальное собрание формирует из своего состава исполнительный комитет, а также профильные комитеты. Обязательным является наличие в структуре контрольного органа, который создается из депутатов совета и ему подчиняется.

Государственное регулирование местного самоуправления осуществляется посредством законодательства. Проводится наблюдение со стороны государственных отраслевых ведомств. Замечания этих органов имеют рекомендательный характер, то есть муниципальный совет вправе не учитывать их. Решения муниципального собрания могут быть отменены административным судом только на основании обращения жителей.

В Швеции значительную роль имеет межмуниципальное сотрудничество. Все муниципалитеты объединены в ассоциацию. Основная задача ассоциаций - отстаивание интересов местного самоуправления. Это достигается путем участия в подготовке принимаемых государством решений. Важным направлением деятельности является оказание работающими в ассоциации специалистами консультативной помощи муниципальным образованиям.

Доходы муниципальных образований формируются в основном за счет подоходного налога, который составляет 65% бюджета. Указанный налог устанавливается и в муниципалитетах, и в ландстингах. В государственный бюджет налог взимается только в том случае, когда годовой доход гражданина превышает 300 000 крон.

Примерно 15% доходов муниципальных образований составляют государственные трансферты. Существуют общие дотации, направленные на финансовое выравнивание, которое осуществляется в соответствии с законодательством. Основными критериями, в соответствии с которыми проводится процесс выравнивания, являются налоговый потенциал муниципального образования и разница в затратах муниципального образования на каждого жителя в зависимости от географических, социальных, демографических факторов. При определении указанной разницы просчитывается каждое направление деятельности муниципального образования. В ходе финансового выравнивания определяется средний уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, затем из доходов муниципальных образований, имеющих уровень выше среднего, изымается часть средств, которая используется для дотаций муниципальным образованиям, имеющим уровень ниже среднего. Помимо общих дотаций муниципальным образованиям предоставляются целевые дотации. Кроме того, у местных органов власти есть право обращаться в Министерство финансов для оказания экстренной помощи. Данная система финансового выравнивания является одной из форм государственной поддержки местного самоуправления.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее