Система и структура подразделений полиции по лицензионно-разрешительной работе

Организация деятельности всех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами «О полиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

На основании Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» правительство Российской Федерации своими постановлениями «О лицензировании отдельных видов деятельности» начиная с 1998 года по настоящее время, утвердило различные перечини Федеральных органов исполнительной власти и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В перечне Федеральных органов исполнительной власти определенно, какие виды деятельности лицензируются конкретными Федеральными органами исполнительной власти. Этот перечень включает в себя различные Министерств, Государственные комитеты и Государственные комиссии по лицензированию.

Таким образом, создана целая система лицензирующих органов, в которую вошли как Федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Следовательно, можно сделать вывод, что если создана система, то значит должен существовать определенный регламент по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности. Этот регламент называется производствомД.Н. Бахрах, Р.П. Грофт, Административное право России. - М.: ЮристЪ, 2011. - С. 102. В судебной практике существует множество примеров производства в сфере лицензирования.

Наличие правовых актов, регулирующих регламент осуществления лицензионно-разрешительной деятельности, означает существование специального административно-разрешительного режима.

Административно-разрешительный режим - разрешительное производство, то есть регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

В разрешительном производстве выделяют такие стадии:

  • 1) Предварительная стадия или возбуждение разрешительного дела;
  • 2) Обследование;
  • 3) Принятия и исполнения решения;
  • 4) Надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  • 5) Аттестации, аккредитации разрешенной деятельности;
  • 6) Переоформления, продления разрешений;
  • 7) Применения мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние три стадии являются факультативными.

Лицензионное производство является одной из самых распространенных форм разрешительной системы. Оно урегулировано федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Полномочия по осуществлению лицензионной деятельности предоставляются соответствующим исполнительным органам - Правительством, которое утверждает положения о лицензировании различных видов деятельности.

Лицензия - это разрешение или право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законом определены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, полномочия лицензирующих органов, порядок принятия решения о выдаче лицензии на основании представленных документов, срок действия и приостановления действия лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, формирования и ведения реестров лицензий и т. д.

Соблюдение этих организационных процедур призвано обеспечивать реализацию лицензирующими органами своей компетенции, осуществление соответствующих видов деятельности.

Разрешительная система, предусмотренная Законом «О полиции» и Федеральным законом «Об оружии» имеет своей целью регламентацию деятельности органов Министерства внутренних дел РФ, государственных органов, государственных и негосударственных организаций, а также граждан, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка и безопасности.

Разрешительная система в этой сфере представляет собой совокупность правил, регулирующих организацию деятельности органов внутренних дел по выдаче или аннулированию специальных разрешений или лицензий на занятие видами деятельности, производствами, работами или оказанию услуг, подлежащими лицензированию в системе Министерства Внутренних дел, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ или услуг. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия.

В структуре МВД лицензионно-разрешительные отделы входят в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОООП МВД России или Главное управление) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Структура МВД. ГУООП /Сайт МВД РФ Электронный ресурс.

В состав ГУОООП вошли: Управление организационной и правовой работы; Управление организации деятельности спецучреждений территориальных органов МВД России и подразделений охранно-конвойной службы; Управление организации обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах; Управление организации обеспечения общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий; Управление координации охраны правопорядка и профилактики правонарушений в жилом секторе на объектах социального назначения; Управление организации деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению административной практики; Управление реализации государственной политики в области оборота оружия; Управление реализации государственной политики в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, отдел координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Главное управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции (ППСП), по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, участковых уполномоченных полиции (УУП), по делам несовершеннолетних (ПДН), по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, лицензионно - разрешительной работы и контролю за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

В составе МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ образованы подразделения лицензионно-разрешительной работы, непосредственной задачей которых является осуществление контроля за оборотом служебного и гражданского оружия на подведомственной им территории.

Должностные лица подразделений ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право Приказ МВД России от 29.06.2012 №646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2012 №25389).:

  • - проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов.
  • - изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, патроны к оружию, основные части к ним.
  • - требовать от физических или юридических лиц представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций.
  • - при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом.

Должностные лица обязаны: предъявить по требованию физических или юридических лиц служебное удостоверение и сообщить о цели прибытия на место производства, хранения, использования, торговли, экспонирования оружия и патронов либо утилизации боеприпасов.

Обеспечить каждому физическому или юридическому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, подразделения лицензионно-разрешительной работы входят в состав ГУОООП МВД РФ, осуществляя свои задачи в области оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и других опасных веществ, а также соблюдения правил открытия и функционирования предприятий и организаций, производящих оружие (предметы и вещества) или их реализующих, в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >