Защита прав ребенка в семейных правоотношениях

Право ребенка на защиту

Правительство Российской Федерации, подписав международные документы о правах детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах по подготовке программ в интересах детства.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" была разработана Федеральная целевая программа "Дети России" В соответствии с ней Правительство Российской Федерации приняло постановление "О Федеральной программе "Дети России", которая включена в перечень программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета. Целью данной программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав Федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Дети Чернобыля", "Развитие индустрии детского питания", "Дети Севера".

Однако не все идет гладко, и указанные выше программы не выполняются в полном объеме

Для России поиск новых и совершенствование сложившихся форм организации защиты прав несовершеннолетних на современном этапе является особенно актуальным. Затянувшийся экономический кризис, спад производства, углубление социальной и имущественной дифференциации граждан, слабость государственной власти способствуют экономической и социальной нестабильности в стране, снижению жизненного уровня населения, безработице, утрате духовных ценностей, росту числа асоциальных элементов и преступности. В этих условиях громадные массы людей, и прежде всего детей, нуждаются в неотложной социальной психологической и иных видах помощи и юридической защите. В силу влияния совокупности социальных, экономических и иных факторов получили развитие бродяжничество и сиротство несовершеннолетних

Резкое социально-имущественное расслоение общества порождает рост числа обездоленных, социально ущемленных, незащищенных детей и подростков Государственные программы социальной защиты оказываются несостоятельными перед пропастью нищеты и бездуховности, в которую скатываются несовершеннолетние. Особенно больно ударил рынок по детям, оставшимся без попечения родителей, а также проживающих в семьях "группы риска", которым необходима общественно-государственная защита от собственных родителей

Международная Конвенция о правах ребенка была принята лишь 13 лет назад, СССР присоединился к ней через год - в 1990 году. Каждое государство, подписавшее Конвенцию, должно раз в пять лет представлять в Комитет ООН по правам ребенка государственный периодический доклад о выполнении Конвенции. Такой доклад Россия, как правопреемница СССР, представила впервые в 1992 году. По нему Комитет на 73 сессии 29 января 1993 г. вынес свои заключительные замечания, предложения, рекомендации. Через 5 лет, в 1998 году Российская Федерация представила в Комитет очередной государственный периодический доклад "О реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг.", подготовленный под эгидой Минтруда.

Вместе с тем состояние, сложившееся в области защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации, нельзя признать удовлетворительным

Остаются невыполненными существенные требования ряда статей Конвенции ООН о правах ребенка. Это прежде всего - ст.27 - о праве каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и нравственного развития.

Нельзя считать выполненным и требование ст.24 Конвенции об охране здоровья детей - о предоставлении каждому ребенка права на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Подобная гарантия не предусмотрена нашим законодательством.

Недостаточны в настоящее время меры правовой защиты детей от жестокого обращения со стороны родителей и воспитателей. Не разработано процедур рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение. Не выработаны действенные правовые меры по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Таким образом, не выполнены требования ст. 19 и 34 Конвенции.

В связи с перечисленными выше негативными тенденциями, на основе Конституции РФ в исполнение Конвенции ООН о правах ребенка, в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов по защите прав и интересов несовершеннолетних, к которым относятся: Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указ Президента Российской Федерации от 15.01.1997 г. №29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 г. №848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Постановление Правительства Российской Федерации 'от 19.09.1997 г. № 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 г. №1556 "О плане действий по улучшению положения детей Российской Федерации на 1998-2000 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие.

29 декабря 1995 года был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В Кодексе выделена специальная глава "Права несовершеннолетних". В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей и лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижению им возраста 14 лет Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах роди Iелей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося, без родительского попечения в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.

В Кодекс включена глава о приемной семье (гл.21) - принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем нельзя не отметить и некоторое снижение гарантий защиты прав и интересов несовершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Ст. 13 Кодекса допускает возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного возраста ниже 16 лет без установления каких-либо нижних пределов. В статье 81 Семейного кодекса при сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам родителя - на одного ребенка 1/4 и т.п., допускается безграничное уменьшение этих долей по усмотрению суда "с учетом материального или семейного положения сторон или иных заслуживающих внимания обстоятельств" Семейный кодекс Российской Федерации. Комментарий / Под ред. И.М.Кузнецовой. М., 1996..

Еще одним важным обстоятельством в области семейного права является утвержденное Правительством Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам (Постановление от 15.09.1995 г. №917), и Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2000 г.№ 268 (см. Приложение №1). Этими актами упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а также приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует положениям ст.21 Конвенции ООН о правах ребенка.

Превращение несовершеннолетнего в личность, наделенную правами не только в обществе, но и в семье, предполагает существование у него права на защиту как таковую.

В действующем Семейном Кодексе право ребенка на защиту впервые сформулировано как самостоятельное право ребенка, управомоченного наряду с родителями (лицами, их заменяющими) на защиту своих прав и законных интересов. "При этом под защитой понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и т.д." Гражданское право. Часть 3. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М., 1998. С. 374.

Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами состоит в его беззащитности, вызванной его полной или частично и физической, психической, социальной незрелостью. Вот почему традиционно защиту прав и интересов несовершеннолетнего осуществляют его родители или лица, их заменяющие. Но если он стал полностью дееспособным из-за досрочного вступления в брак, эмансипации, то ему можно защищать себя самому.

"Под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейный законодательством способов защиты" Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка. // Российская юстиция 1997. № 3. С. 25..

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего прежде всего, как отмечалось выше, возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст. 26, 28 ГК, ст. 53-65, 150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов. Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или же наркотическими средствами.

Если родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, то такая защита возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Эти органы и должны в установленном порядке решать вопрос о защите прав детей. Так, решением Киржачского районного суда от 15 мая 1995 года правильно удовлетворен иск органов опеки и попечительства к Павлову В. и Павловой О. об ограничении родительских прав в отношении двух детей. Суд установил, что оставление детей у родителей вследствие их поведения опасно для детей, и обоснованно принял решение об отобрании детей у родителей (дело № 2-437/95 г.) Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка… 1997 № 3. С. 24..

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. Среди названных учреждений особое место принадлежит сети учреждений социальной помощи нового типа - социально-реабилитационным центрам, социальным приютам для детей и подростков. Сегодня социально-реабилитационные учреждения для детей и подростков являются местом, где дети, оставшиеся без родительского попечения, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают материальную, правовую, медицинскую, психолого-педагогическую помощь. Выше уже отмечалось, что в Твери действует подобный центр. В настоящее время структура центра представлена стационарным отделением, службой медицинской, психологической, социальной помощи, "домашней" школой. Основными направлениями работы центра являются: 1. Комплексная диагностика детей, поступающих в центр. 2. Социальная, медицинская, педагогическая и психологическая реабилитация дезадаптированных детей. 3. Создание условий для социализации детей и подростков в центре, определение для них оптимальных перспектив дальнейшего жизнеустройства. 4. Разработка и апробация методик работы с детьми, способствующих реабилитации и социальной адаптации. 5. Совершенствование материально-технической базы центра.

В центр поступают дети, оставшиеся без попечения родителей, из городов и районов области, не имеющих учреждений такого типа. А также дети, брошенные на вокзалах, в поездах, задержанные за бродяжничество. Есть факты добровольного обращения детей в центр за защитой и помощью.

Так же обязанность защищать права и интересы детей возлагается и на прокурора. Прокурор защищает права и законные интересы ребенка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего уполномоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей. Прокурор вправе в интересах детей предъявлять в суд иск о признании брака недействительным, о лишении родителей родительских прав, об отмене усыновления. Прокурор также участвует в разбирательстве дел по спорам, связанным с воспитанием детей - о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >