Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты: дотации, субсидии, субвенции

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом другому.

  • 1. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий расходования (на выполнение расходных обязательств). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют фед. фонд фин. поддержки субъектов РФ.
  • 2. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджетом субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами гос. власти. Выделяются и юр лицам, ИП и физ лицам, производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или возмещения затрат в связи с произ-ом и реализацией.
  • 3. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом другому на осущ. определенных целевых расходов. Может даваться юр лицам. На конкретные мероприятия на определенный срок. В случае не использования ее в срок или не по назначению она подлежит возврату. финансовый кредит нефтегазовый бюджет

Понятие государственного кредита. Государственный долг

Гос кредит - совокупность фин отношений между гос-вом с одной стороны и физ и юр лицами, правительствами и организациями с другой. В сфере этих отношений гос-во в большинстве случаев выступает в качестве заемщика, а население, банки и т.д. в качестве кредитора.

Гос-во может выступать гарантом по обязательствам юр и физ лиц. На практике это означает принятие гос-вом на себя ответственности за погашение обязательств этих физ и юр лиц.

Гос-во может выступать и как кредитор, предоставляя кредит физ и юр лицам, иностр гос-вам.

Гос-во направляет кредиты на льготных условиях в отрасли хозяйствования, которые не имеют достаточной инвест привлекательности для частного капитала, либо имеют большую соц значимость. Гос кредит предоставляется через МинФин, либо через комм банки.

Отличие гос кредита от банковского в том, что отсутствует инвест направленность привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы гос-вом, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создания новой ст-ти, а трансформируются в доп фин ресурсы и ис-ся на покрытие гос расходов. Источник погашения бюджетные средства.

Гос кредит приводит и появление гос долга. Гос долг - передача в собственность РФ, субъекта или муниципалитета ден средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме + %.

Классификация гос займов:

  • 1. по месту размещения (внешние, внутренние);
  • 2. по способу обращения (рыночные займы - оформленные в ценные бумаги, не рыночные - в фондовые инструменты);
  • 3. по срокам (краткосрочные, средне, долго);
  • 4. по способу обеспечения возвратности (закладные, беззакладные);
  • 5. по уровню эмитента (фед, регион, местные);
  • 6. с правом и без права досрочного погашения;
  • 7. по форме выплаты дохода (%, дисконтные, индикационные, выигрышные (на основе тиражей выигрыша);
  • 8. целевые и нецелевые.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >