Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии


В современной экономической обстановке проблема управления дебиторской задолженностью для большинства предприятий, функционирующих на территории Республики Беларусь, по-прежнему остаётся актуальной.

Целью исследования является поиск путей недопущения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также рациональных путей решения проблем с уже образовавшейся просроченной дебиторской задолженностью.

Задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть состояние дебиторской задолженности на современном этапе развития Республики Беларусь;
  • 2. Выявить основные причины возникновения дебиорской задолженности у хозяйствующих субъектов;
  • 3. Разработать комплекс профилактических мероприятий по предотвращению возникновения дебиторской задолженности, выделить основные сильные и слабые стороны данных способов;
  • 4. Рассмотреть основные методы управления уже существующей просроченной дебиторской задолженности;

На 1 января 2015 г дебиторская задолженность составила 218,7 трлн. рублей, в том числе просроченная - 40,5 трлн. рублей, или 18,5% от общего объема дебиторской задолженности [1].

В сравнении с аналогичным периодом 2014 года, сумма дебиторской задолженности увеличилась на 12 %. Просроченная дебиторская задолженность "растёт" ещё быстрее. Увеличение по сравнению с 2014 г. на 39%. Эти данные неоспоримо свидетельствуют об актуальности проблемы и необходимости поиска преодоления сложившейся ситуации, поскольку несвоевременная оплата обязательств дебиторами, приводит к дефициту денежных средств, тем самым увеличивая потребность в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия и экономики Республики Беларусь в целом.

Управление дебиторской задолженностью - это комплекс мероприятий, основной целью которого является увеличение прибыли за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, оптимизации ее размера, своевременной инкассации и последующего взыскания.

Основные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности можно подразделить на:

  • 1) Главные:
    • - некачественная работа экономистов отдела сбыта: нет чёткой системы организации работы с дебиторами (работа ведётся по мере возникновения просроченной дебиторской задолженности; отсутствие планирования дебиторской задолженности; боязнь потерять клиентов);
    • - недисциплинированность клиентов.
  • 2) Факультативные:
    • - неплатежеспособность клиентов.
    • - отсутствие спроса [3].

Исходя из причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на управление дебиторской задолженностью, снижение риска возникновения и способы взыскания дебиторской задолженности.

Комплекс мероприятий по управлению дебиторской задолженностью состоит из двух основных частей:

  • · Профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности;
  • · Управление уже существующей дебиторской задолженностью [2].

Профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности

Руководителю или финансовому менеджеру необходимо побудить покупателя вовремя произвести платёж, а также застраховать себя от возможного риска появления дебиторской задолженности. Справиться с поставленными задачами можно с использованием следующих методов:

1. Ограничения по оплате

Новому клиенту первая отгрузка производится только по 100%-ной предоплате. Следующая отгрузка осуществляется при 50%-ной предоплате и отсрочке платежа, равной 5 банковским дням. При третьей и последующих - отсрочка платежа может быть увеличена до 10 банковских дней. Условия по отсрочке платежа действительны при закупке клиентом продукции не реже чем один раз в месяц.

Преимущества: организация сразу же отсекает большую часть неплатежеспособных клиентов, которые переходят от одного поставщика к другому, набирая продукцию в долг.

Недостатки: в условиях жесткой конкуренции компании, которые несмотря на существующие риски предложат клиентам более интересные условия, получат дополнительное преимущество.

2. Ограничения по объему отгрузки с отсрочкой платежа

Новому клиенту первая отгрузка производится в объеме, не превышающем х шт. Вторая отгрузка осуществляется в объеме, не превышающем х шт. В случае своевременной оплаты, не превышающей оговоренных сроков по отсрочке платежа, последующие отгрузки производятся клиенту в необходимом объеме. Если клиенту во время первой/второй закупки необходима партия продукции, превышающая норму, отпуск товара производится только при 100%-ной предоплате.

Преимущества: в случае неплатежеспособности клиента убытки компании окажутся меньшими, чем они могли быть при больших объемах закупок.

Недостатки: всегда найдется компания, которая готова предложить необходимый объем при сохранении отсрочки платежа.

3. Стимулирование покупателей к досрочной/своевременной оплате счетов

Для осуществления этого способа в компании вводят определенные правила. Например:

  • · при 100%-ной предоплате клиент получает скидку в размере 10%;
  • · при досрочной оплате клиенту предоставляется скидка в размере 5% (например, по условиям договора отсрочка платежа составляет 50 банковских дней, а клиент произвел оплату в течение 25 банковских дней);
  • · своевременной оплате предоставляется скидка 3%.

Преимущества: такие поощрения стимулируют клиентов к досрочной либо своевременной оплате, обеспечивая бесперебойное поступление денег на счета компании.

Недостатки: организация получит меньшую прибыль из-за скидок.

  • 4. Разработка системы альтернативного погашения дебиторской задолженности.
  • · Бартер. Выгодно использовать, если должник может предоставить продукт или услугу, необходимую компании.
  • · Перевод долга. Например, ООО "Чайка" является должником организации "Кошка", а фирма "Озеро" - дебитором "Чайка". Договор перевода долга позволит предприятию "Чайка" перевести задолженность перед организацией "Кошка" на фирму "Озеро". В результате "Озеро" уплатит установленную в договоре сумму организации "Кошка" и одновременно освободится от задолженности перед "Чайкой";
  • · Залог. С помощью залога продавец страхует возможный риск возникновения просроченной дебиторской задолженности. В случае, если дата оплаты уже наступила, а денежные средства не перечислены, продавец может потребовать от покупателя залог.

Преимущества: организация получает дополнительные возможности по погашению долга.

Недостатки: дополнительная нагрузка на персонал. Кроме того, если дебитор видит, что кредитор готов принимать альтернативный способ оплаты, то даже в случае, если у него будут деньги, он все равно постарается рассчитаться с вами по выгодной для него схеме.

Поскольку национальная экономика Республики Беларусь в настоящий момент пребывает в состоянии низкого роста ВВП, то не все вышепредложенные профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности можно осуществить на практике.

Наиболее подходящими способами, которые можно применить в сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь является альтернативные методы погашения дебиторской задолженностью. Конечно, при их реализации у продавцов возникнут дополнительные трудности, поскольку не всегда продавец нуждается в продукции покупателя, на продавца выложится дополнительная работа в области реализации залогового имущества, а так же поиска предприятия, которое одновременно является и должником и дебитором соответственно покупателя и продавца. Но всё-таки методы достаточно хороши, поскольку не только "затормозят" рост просроченной дебиторской задолженности, но и смогут стать источником её погашение.

Управление уже существующей дебиторской задолженностью

На предприятии применяются следующие правовые способы управления дебиторской задолженностью:

  • · телефонные переговоры с дебиторами и напоминание о необходимости погашения задолженности;
  • · рассылка претензий дебитору;
  • · временное прекращение обслуживания клиентов;
  • · взыскание задолженности в судебном порядке.

Для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для сотрудников компании условия, позволяющие следовать данному регламенту. В организации должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.

К положительному эффекту от внедрения единой системы управления дебиторской задолженностью относятся следующие показатели:

  • ? отсутствие материальной заинтересованности сотрудников отдела сбыта от дебиторов;
  • ? мотивация сотрудников отдела сбыта только на выполнение плана по продажам;
  • ? централизация решения задачи управления дебиторской задолженностью;
  • ? регламентация экономической связи между заключением договора и его ненадлежащим исполнением;
  • ? исключение возможности повторного заключения договора с контрагентом при наличии дебиторской задолженности, взыскиваемой в порядке претензионной или исковой работы.

Главное в управлении дебиторской задолженностью - создание четких правил, которых организация будет строго придерживаться. Важно, чтобы эти правила были понятны не только менеджерам компании, но и ее покупателями. От рациональной организации и контроля за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью на предприятии, позволят ему избежать убытков, связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями.

Библиографический список

  • 1. Сайт "Национальный статистический комитет Республики Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2015. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/finansy/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_17/debitorskaya-zadolzhennost-organizatsii/ - Дата доступа: 01.05.2014
  • 2. Н. Вахрушина, Управление дебиторсокй задолженностью", журнал "Финансовый директор" 2012, № 2,, с.12-14
  • 3. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации "Менеджмент орг." / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 335 с.