Организация народного художественного творчества в Курском регионе

Народные промыслы в Курской губернии

Временем возникновения художественного творчества и народных промыслов является первая половина XVIII столетия, что связано с волной заселения края. Наиболее развиты были побочные занятия у населения Дмитриевского, Старо-Оскольского и Белгородского уездов. В архивных материалах, касающихся кустарничества, наиболее ярко выступают Великая Михайловка, где благодаря усилиям князя Голицына существовало 30 промыслов, и слобода Борисовка Грайворонского уезда, где благодаря Б.П. Шереметеву существовал и процветал даже иконописный промысел.

В начале ХХ века наблюдался спад кустарной промышленности… Но все же по данным статистического исследования к началу ХХ века на Курской земле существовал 21 промысел.

По степени продуктивности кустарных промыслов, в смысле воздействия их на благосостояние населения, первое место занимает кожевенно-сапожный. В 1886 г. Курск был главным центром этого промысла, где насчитывалось 20 кожевенных заводов. Большой спрос на курские кожевенно-сапожные изделия преобладал на всех рынках Украины. Товар сбывался в Полтаву, Кровелец, Харьков, Екатеринослав, Ростов-на-Дону. 10-15 лет за кожами в Курск приезжали из Одессы и Бессарабии. 50-60 годы XIX в. - время расцвета кожевенно-сапожного производства. Все южные украинские ярмарки и базары были завалены сапогами курского производства. Район кожевенно-сапожного производства тянулся по всей южной окраине Курской губернии и переходил в Воронежскую. В 70-х гг. прошлого столетия кожевенно-сапожное производство охватил кризис, вызванный отменой крепостного права, проведением железной дороги, проникновением на рынки тверских, московских сапог, белопольских и московских обделанных кож, кимрского и варшавского товара. Курские сапожники стали терять монополию на украинских рынках. К началу ХХ века кожевенное производство во многих местностях губернии утратило характер кустарничества и существовало в виде более или менее значительных предприятий с наемными рабочими.

На территории Курской губернии были распространены различные промыслы по изготовлению одежды, в том числе овчинный, шорный, шубный, шерстобитный промыслы. В селе Снагость Рыльского уезда, хуторе Городище Корочанского уезда, г. Мирополье Суджанского уезда существовало войлочное производство: изготовляли валенки, войлочные колпаки, подхомутники.

Курская губерния славилась изготовлением различных поясов для одежды. Пояса изготовляли в Щигровском уезде, с. Троицком, Долговском и Каменевской волостях Курского уезда. В с. Виногробль Курского уезда пояса плели из шпагата. Из-за развития капитализма погибло производство кушаков в Фатежском, Щигровском и Курском уездах.

Существовало в Курской губернии и ювелирное дело, хотя и в очень малом объеме. Так, роговое производство было зарегистрировано в г. Мирополье Суджанского уезда, с. Званном Рыльского уезда. Там изготовляли большей частью гребни. А в заштатном городе Хотмыжск Грайворонского уезда делали крестики, серьги, кольца.

Курская губерния славилась своими деревянными изделиями. Кустари, работавшие с деревом, изготовляли довольно широкий ассортимент предметов, которые можно условно разделить на три группы: средства для транспорта, орудия сельскохозяйственного труда, предметы домашнего обихода, в том числе и иконы. Среди кустарей-деревянщиков были следующие специальности: плотники, столяры, бондари, колесники, тележники. Традиционный русский народный промысел - роспись деревянных изделий - не обошел и курских кустарей. Особо славились курские расписные сундуки и дуги. На Курской земле были и естественные красители. Например, охру добывали в с. Шахове, Сажном и Лесках Корочанского уезда. Телеги, сани из Обоянского, Суджанского, Тимского уездов были известны во всем крае. В Обоянском уезде изготовляли также ободья и полозья, а в с. Бобрышове - вожжи. В присеймских селениях Рыльского уезда делали лодки.

Кустари-деревянщики производили широкий ассортимент предметов для сельскохозяйственного труда: дуги, сита, лукошки, ручки для кос…, бороны, сохи, веялки, молотилки, лопаты, оглобли, ручки для грабель (которые большими партиями отправляли в Екатеринославскую, Симферопольскую, Харьковскую, Херсонскую губернии, землю Войска Донского). Особо выделялся дужный промысел… Готовая расписанная дуга была продуктом сразу двух промыслов - дужного и росписи по дереву. В с. Ярыгине Обоянского уезда, с. Затолокине Льговского уезда делали ульи. Центры производства прялок в губернии - села Обуховской, Орликовской, Стрелецкой волостей Старооскольского уезда, Нижне-Реутская волость Фатежского уезда, Краснополянская волость Щигровского уезда. Среди предметов домашнего обихода - ложки, миски, корыта, сошники, столы, мебель, оконные рамы - особо выделялось производство сундуков и бочек. Сундуки больше всего делали в Великой Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда. Сундук бельевой был белый, а на цветном рисовали цветы. Роспись сундуков наравне с росписью дуг называлась малярным промыслом. Среди деревянных предметов домашнего обихода в особую группу выделялись различные бочки, кадки, бочонки, ушаты. Бондарство существовало в 15 уездах…, было тесно связано с винокурением - производством водки.

С деревянными промыслами было тесно связано изготовление икон. Иконописанием занималось исключительно малороссийское население, проживавшее в сл. Борисовке Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря в память Полтавской победы над шведами с благословения и при содействии графа Б.П.Шереметева, благодаря которому крепостное право в этом уголке Курской губернии никогда не было отягощающим ярмом. Граф Б.П.Шереметев ценил таланты в среде крестьян и давал им развитие, отправлял талантливых крестьян на учебу в столицу. В сл. Борисовке были также построены две церкви - Тихвинской Божьей Матери (1714 г.) и церкви во имя Преображения Господня (1719 г.). В 1887 г. в Борисовке насчитывалось 500 иконописцев. Борисовцы писали свои иконы в строгановском, византийском стиле, в соответствии с киевской, новгородской, московской школами. Самые популярные темы икон - Спаситель, Божья Матерь, Николай Чудотворец, Тихвинская Божья Матерь, св. Харлампий и св. Власий (покровитель скота и защитник от поветрий), Козельщанская Божья Матерь. Изготовление икон соединяло в себе несколько промыслов: непосредственно написание иконы, изготовление киотов, обряжение икон. Последний вид деятельности предполагал украшение иконы с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса … профессиональное начало этому делу заложила игуменья Августина в местном Тихвинском монастыре. Обозы с обряженными иконами уходили в Киев, Рыльск, Харьков, Белгород.

Из среды борисовцев вышло много талантливых иконописцев. Примечательно, что художник В.Л.Боровиковский тоже учился здесь живописи. В 1902 г. в Борисовке открылась иконописная мастерская, куда принимались мальчики 10-14 лет после начальных училищ на четыре года бесплатного обучения.

К началу ХХ столетия художественные достоинства борисовских икон стали ниже, осложнилось положение и с древесным материалом. Все это вызвало упадок промысла.

Гончарный промысел - один из самых старейших на курской земле. Промысел был развит в западной и восточной частях Курской губернии. Великая Михайловка была центром и главным пунктом горшечного производства во всей восточной половине губернии. В горшечном производстве наблюдалось большое разнообразие ассортимента, так как варьировались цвет, форма. Кроме глиняной посуды, труб изготовляли кафли в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда, Линове Путивльского уезда.

Центры народной глиняной игрушки были в д. Дроняево, с. Кожля Льговского уезда.

Работа с камнем различных пород - это традиционное занятие русского народа. В Курской губернии особенно славились каменщики с. Троицкого Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. В Курском уезде добывали самород и мел, в Путивльском уезде - брусяной камень, в д. Берюхово и Моисеевке, Петуховке и Романовке Путивльского уезда добывали жерновой камень. В Белгородском, Корочанском и Льговском уездах выжигали уголь. Кирпичное производство особенно было развито в Щигровском, Обоянском и Тимском уездах. Как свидетельствует краеведческая литература, каменщики начали объединяться в артели уже к 1887 г.

Были в Курской губернии и умелые кузнецы. В начале ХХ века кузнечный промысел был наиболее развит в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольском, Фатежском и Щигровском уездах, заштатном городе Мирополье. Металлические части машин курские кузнецы делали самые простые ... В Фатежском уезде изготовляли металлическую изгородь.

Ткачество как кустарный промысел, не имело серьезного экономического значения и, в основном, удовлетворяло бытовые нужды. Ткали холст, полотно, рушники, полотенца, скатерти, рукава для женских рубашек, простое сукно, шерстяные кушаки, пояса, вожжи, попоны, ковры, дорожки, одеяла, плахты и т.п. В 1911 г. открылись ткацкие школы в г. Суджа, сл. Белая и с. Боршня, д. Касторная с отделениями в Судже и Мирополье.

Особо следует сказать об изготовлении скатертей. Этот промысел возник в конце первой четверти XIX столетия. Занимались тканием скатертей мужчины. Скатерти делали исключительно из пеньки и льна четырех сортов. Самые распространенные рисунки на скатертях были "клеточками" и "шашочками" (шестиугольниками), на дорогих скатертях были узоры "колпаки" и "теремки". Производство скатертей было сосредоточено в центральном районе Курской губернии, слободе Борисовка Грайворонского уезда, деревне Крутая Щигровского уезда, в Фатежском и Курском уездах. Курские скатерти продавались на ярмарках и местных базарах южных уездов Курской губернии, в Харькове и Харьковской губернии.

Один из самых молодых промыслов - корзиноплетение (плетение корзин) - был принесен в Курскую губернию крестьянами, уходившими на заработки в южные губернии.

Были в Курской губернии и кустари-музыканты. В селе Нижнее Ольховатое Щигровского уезда, деревне Воронцово, Карасевке Курского уезда делали гармонику - неизменного спутника и сопроводителя всех народных праздников.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >