Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Диагностика внутренней среды организации

Анализ и оценка внутренней среды ОАО «КМЗ»

Внутренний анализ направлен на то, чтобы помочь менеджменту детально разобраться в вопросах деятельности компании, понять, оправдывают ли себя применяемые организацией стратегии, и выяснить, насколько эффективно используются ресурсы компании для поддержания этих стратегий.

За последние годы значение внутреннего анализа существенно возросло, потому что именно деятельность компании, как показывают исследования, определяет ее способность опережать своих конкурентов.

Внутренний анализ ОАО «КМЗ» позволяет менеджерам компании выявить потенциал конкурентного преимущества, а также определить те области, которые требуют экстренного вмешательства для обеспечения ее выживаемости на рынке.

Анализ внутренних факторов проекта проводится с помощью рассмотрения ее составных элементов.

  • 1. Подсистема стратегического управления. В структуре внутренних факторов данный фактор является одним из основных. От уровня его развития во многом зависит развитие всей организации, отношения с внешним окружением и характер деятельности организации в долговременном периоде. Слабой стороной данной подсистемы является ее низкая эффективность в силу того, что на ОАО «КМЗ» отсутствует группа стратегического анализа и управления, отвечающая за мониторинг изменений во внешнем окружении и определения адекватной реакции холдинга, обеспечивающей развитие организации.
  • 2. Подсистема организационной культуры поведения. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами, организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Любые изменения, проводимые в организации ведут к изменению организационной культуры. Ее изменение связано с поиском организацией своей ниши на рынке и ее приспособлению к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Большое значение при проведении изменений уделяется гибкости организационной культуры поведения. Организационная культура отличается повышенной гибкостью и мобильностью позволяющие решать краткосрочные и иногда нетиповые задания. В целом, культура организации достаточно продуктивна.

  • 3. Подсистема структуры организации. Организационная структура ОАО «КМЗ» - по типу продукта, каждое же предприятие внутри холдинга имеет функциональной структуру. Основными недостатками существующей структуры предприятия являются стабильность, незыблемость, малая подвижность; сильными сторонами является четкость и строгость иерархии структуры управления, при которой действия нижестоящего звена управления контролируются вышестоящим; найм на работу в строгом соответствии с квалификацией работника и его увольнение «строго по закону»; высокая степень эффективности работы, так как каждый знает свое дело. Данная структура способствует притоку кадров и продвижению по службе специалистов.
  • 4. Подсистема ресурсно-информационного обеспечения. На данный момент предприятие использует для производства продукции современное оборудование, процент загрузки которого близок к 100%, это приводит к дефициту производственной мощности в рамках требований рынка. Для реализации проекта ОАО «КМЗ» располагает определенными средствами для возможного расширения производственной базы.
  • 5. Подсистема управления персоналом. На рассматриваемом мною холдинге организована эффективная система найма и отбора персонала, однако существуют слабые стороны в области развития и мотивации персонала.
  • 6. Подсистема стилей лидерства. Лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданных планов в реальность. Лидеры используют власть как средство достижения общих целей (цели лидера и группы всегда совпадают). Если лидер и руководитель являются одним и тем же лицом, то это хороший признак для организации, т.к. в этом случае легче осуществлять преобразования, лидер может на подчиненных повлиять. На ОАО «КМЗ» преобладает демократический стиль лидерства, сильными сторонами которого является делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера, коммуникации осуществляются активно в двух направлениях (качественная обратная связь), а к слабым сторонам относится большие временные затраты, необходимые для этого стиля руководства.
  • 7. Подсистема процедур менеджмента. Эта подсистема организации очень тесно связана со всеми остальными и имеет определенное влияние на них.

Ее задача - эффективно использовать и координировать ресурсы организации, использовать все положительные стороны для воплощения плана в реальность. Слабым местом организации является плохая организация процесса планирования изменений, не четкая постановка целей деятельности предприятия, не всегда обязательное исполнение решений вышестоящего руководства, а также отсутствие оперативности в их исполнении.

Проведя анализ внутренних подсистем ОАО «КМЗ» можно сказать об успешности проведения изменений, при условии усиления сильных сторон подсистем и ликвидации слабых сторон. Способствовать проведению изменений будут: организационная культура, высокая квалификация персонала, демократичный стиль лидерства. Однако недостаточная мотивация персонала будет тормозить проводимые изменения. Планируемые изменения будут затрагивать подсистему стратегического планирования и подсистему процедур менеджмента.

ОАО "КМЗ" - одна из первых предприятий, которое является носителем уникальных авиационных и ракетостроительных технологий.

Главными стратегическими целями ОАО "КМЗ" является повышение уровня оснащенности предприятия современных оборудованием и высококвалифицированными кадрами для увеличения производства авиационной продукции и развития гражданской авиации.

Качественный анализ внутренней среды ОАО "КМЗ" представлен в таблице 3.

Таблица 2 - Качественный анализ внутренней среды ОАО "КМЗ"

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Персонал

квалификация руководителей - средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля; регулярное повышение квалификации персонала (в собственном учебном центре, стажировки, курсы повышения квалификации в городах РФ); создание новых рабочих мест; грамотно-построенная система найма, подбора, адаптации и развития персонала

руководителей и специалистов по важным сферам деятельности предприятия нет, в частности отсутствуют отдел по стратегическому развитию, планированию, рекламе (это объясняется тем, что предприятие работает по госзаказу); предприятие мотивирует персонал удовлетворительным уровнем заработной планы, премиями, но для молодых специалистов практически отсутствуют такой вид стимула, как предоставление жилья; наблюдается нарушение трудовой дисциплины со стороны работников предприятия (приход на работу в состоянии алкогольного опьянения, опоздания)

Управление

на предприятии распределены права и обязанности работников, что отражено в должностных инструкциях

отсутствие эффективной системы информирования персонала, делегирования полномочий приводит к высокой степени загрузки линейных руководителей, до сотрудников доводятся только плановые задачи; слишком сложная организационная структура

Производство

проводится модернизация производства, закупаются новые станки и оборудование; большое внимание уделяется внедрению технологий бережливого производства; освоение и внедрение инновационных технологий создано принципиально новое для

Отсутствуют

авиакомпании направление - единое информационное поле, где в режиме on-line можно отслеживать состояние деталей на любом этапе производства; на предприятии внедрена современная система менеджмента качества

Маркетинг

в качестве реализации стратегии маркетинговой стратегии освоено производство детских игровых комплексов на улицы городов нашей страны

на предприятии недостаточно уделено внимания проведению рекламных кампаний, вследствие отсутствия отделов маркетинга, рекламы и развития (особенно это актуально при производстве и выводе на рынок продукции для гражданской авиации)

Финансы и учет

предприятие использует возможности долгосрочного и краткосрочного капитала; осуществляет финансовые вложения; учет на предприятии находится на высоком уровне благодаря высокой квалификации сотрудников и современному программному обеспечению; для предприятия характерна высокая финансовая устойчивость, платежеспособность

отсутствуют

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации. Можно сделать следующие выводы, что повышение эффективности кадровой работы по мотивации персонала, а также по повышению контроля за трудовой деятельностью, оптимизация маркетинга, стратегического управления и рекламных мероприятия положительно повлияет на текущую деятельность и развитие предприятия.

В таблице 3 представлена количественная оценка сильных сторон ОАО "КМЗ".

Таблица 3 - Оценка "Преимуществ" (сильных сторон) ОАО «КМЗ» - по пятибалльной шкале

Показатель

Оценка показателя

Уровень важности показателя

Компетентность руководства

5

5

Уровень финансовых ресурсов

5

5

Квалификация работников

5

5

Положительный имидж

5

4

Инновационные технологии

5

5

Автоматизация производства

5

5

Предоставление новых рабочих мест, в т. ч. школьникам, трудоустраиваемых по линии ЦЗН

5

3

В таблице 4 представлена количественная оценка слабых сторон предприятия.

Таблица 4 - Оценка "Недостатков" (слабых сторон) ОАО "КМЗ" по пятибалльной шкале

Показатель

Оценка показателя

Уровень важности показателя

Система мотивации персонала

3

5

Уровень контроля за трудовой деятельностью

2

5

Организационная структура

3

5

Система информирования персонала, делегирования полномочий и задач

2

4

Уровень управления (высокий уровень централизации)

3

5

Уровень маркетинговых способностей

2

4

Таким образом, анализ функциональных зон, слабых и сильных сторон ОАО "КМЗ" показал, что предприятию необходимо оптимизировать следующие направления:

разработку эффективной системы мотивации персонала, особенно молодых специалистов;

разрабатывать и внедрить систему информирования персонала;

определить принципы, правила делегирования задач;

усовершенствовать систему маркетинга.

На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния организации, её конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации. На основе данных анализа формируются портфели новшеств и инноваций организаций (портфель заказов).

Портфель заказов представляет собой комплексно - обоснованный перечень покупных или собственных разработку подлежащих внедрению на предприятии и дальнейшей реализации. На ОАО «КМЗ» имеется свой портфель заказов, полученный от головной организации. В портфеле указывается план выпуска всего, в том числе по кварталам, наименование продукции, количество и сумма. Каждый месяц составляется план на месяц и раздаётся по службам. В течении года могут вноситься изменения и корректировки, добавляться новые изделия или исключаться старые.

Реализация данных направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее