Порядок предоставления из бюджета субсидий и субвенций

Субсидии и субвенции из бюджета, прежде всего, федерального бюджета РФ являются формой государственной поддержки экономики и территорий. Порядок и правила их предоставления регулируются Бюджетным Кодексом РФ (ст. 132-134), Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ст. 7), Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1460 (ред. 05.10.2013) «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах» и пр.

Согласно этим актам субсидии и субвенции представляют собой межбюджетные трансферты, то есть потоки движения бюджетных средств внутри самого государства. Трансферты между бюджетами различного уровня позволяют сбалансировать национальные финансы с целью развития национальной экономики и народного хозяйства. Благодаря им становится возможным решение многих социально-экономических проблем. К тому же они, особенно в виде субсидий и субвенций стимулируют местные финансовые и налоговые отношения. Наиболее часто трансферты используются для развития таких областей, как малое предпринимательство, социально-имущественная, финансово-кредитная сфера.

Субсидии как межбюджетный трансферт для покрытия расходов нижестоящего бюджета предоставляются из Федерального фонда софинансирования расходов на покрытие расходов на долевой основе. Долевое финансирование предполагает, что отдельные социально значимые направления развития региона покрываются из консолидированных и федерального бюджета в определенном соотношении. В отдельных случаях субсидии могут выдаваться из Федерального фонда регионального развития, например, если речь идет о долевом финансировании государственных вложений в инновационные или социальные проекты. Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. N 586-р (13) устанавливается перечень категорий малых предприятий, которым предоставляются субсидии по специальным нормативно-правовым актам, например для предприятий, занимающихся народными промыслами.

Субвенция как межбюджетный трансферт для покрытия целевых расходов нижестоящего бюджета предоставляются из Федерального фонда компенсаций, реже из бюджетов субъектов РФ. В отличие от субсидий субвенции чаще идут на обеспечение исполнения делегированных полномочий на местах и могут быть изъяты в случае их нецелевого использования. Субвенции могут быть как текущими, так и инвестиционными (финансирование капитальных вложений).

Главным различием субсидии и субвенции является то, что субвенция может быть представлена только юридическим лицам, а субсидия и юридическим и физическим лицам для финансирования различных социально-экономических проектов. Субсидия покрывает только часть расходов, а субвенция может покрывать все расходы проекта нижестоящего бюджета без привлечения собственных средств. И если запрос на получение субвенций идет почти всегда «снизу - вверх», то решение о выделении субсидий может быть принято высшими финансовыми органами государства. Субвенции всегда предоставляются в денежной форме, а субсидии могут предоставлять и в натуральной форме.

Субсидии и субвенции могут быть предоставлены органам государственной власти и местного самоуправления только при условии строго исполнения с их стороны бюджетного и налогового законодательства.

Отдельные законы РФ предусматривают выделение субвенций из федерального бюджета на социальную защиту населения на местах: от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013), Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 25.11.2013), Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 21.12.2013), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 голу на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» (ред. от 30.12.2012) и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ред. от 07.05.2013). Это указывает на то, что субвенции помогают на местах эффективно выполнять делегированные полномочия по социальной защите граждан РФ.

Для предоставления субсидий и субвенций из федерального бюджета открываются специальные лицевые счета для местных органов власти или бюджетных предприятий в органах государственного Казначейства. Заключается соответствующий договор между органами государственной власти, местного самоуправления и/или организациями, финансируемыми из местного бюджета и Минфином, как распорядителем государственных финансов. В указанном договоре прописывается форма межбюджетного трансфера, размер и сроки, прочие условия финансирования. Для получения доступа к средствам на лицевом счёте получатель субсидии или субвенции должен предоставить документы, подтверждающие право на распоряжение бюджетными средствами. То есть подаются документы, подтверждающие федеральную или муниципальную форму собственности юридического лица, претендующего на субсидии или субвенции.4 При этом они могут подкрепляться локальными нормативно-правовыми актами: постановлениями и регламентами территориальных государственных органов власти, муниципалитетов и т.д., устанавливающих право на получение трансфертов Чаще всего руководствуются пунктом 56 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета, утверждённой приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н. В противном случае может осуществляться только кассовый расход. Нередко в качестве права на получение субсидий и субвенций служат договора между Министерством экономического развития РФ и субъектами РФ, которые стали победителями Конкурсов по реализации социально-экономических проектов. Наиболее распространёнными документами для доступа к лицевым счетам являются копии договора о финансировании и справки-расчёты на использование субсидий и субвенций. Помимо этого могут запрашиваться такие документы, как смета - заявка на финансирование проекта, работ, протокол заседания производственных комиссий, документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации (если идет речь о финансировании ликвидации ущерба), сводный сметный расчёт, справка о наличии (отсутствии) договора страхования, о страховых финансовых показателях, связанных с целевым проектом и т.д.

Другим вариантом является прямое зачисление субсидий и субвенций в местные бюджеты в качестве доходов на основании их кассовой деятельности. Становясь частью местного бюджета, они могут использоваться, как и прочие бюджетные средства без контроля их целевого применения со стороны Казначейства. При этом они могут передаваться в местные бюджеты, как на основании отчётов, так и авансовыми платежами.

На практике применение двух различных моделей предоставления из вышестоящего бюджета субсидий и субвенций (учет операций на лицевых счетах и возмещение кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации) может оказаться достаточно проблематичным. Поэтому предпочтительным является перевод бюджетных средств через лицевые счета Казначейства, когда возможен контроль за их целевым использованием, что позволяет сохранить основополагающие функции трансфертов, особенно, субвенций. А неиспользованные остатки целевых средств на лицевых счетах (если таковые имеются) могут быть направленны на возмещение кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Тогда главной задачей останется только правильное ведение отчетности по использованию бюджетных субсидий и субвенций. Здесь имеет место открытие балансового счета N 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации».

Для определенных целевых программ, например, предоставление субсидий на приобретение жилья для молодых семей, возможно открытие лицевых счетов для физических лиц, которые подают все необходимые документы, подтверждающие их право на субсидию.

Нередко претенденты на субсидии и субвенции получают отказ. Это происходит, если:

  • -кандидаты на получение трансфертов не соответствуют законодательно установленным категориям получателей долевых или целевых средств;
  • -установлено несоответствие задекларированных и реальных расходов, нецелевое использование средств;
  • -обнаружен недостаток необходимых документов, неправильное оформление документации, нарушения правил предоставления субсидий и субвенций;
  • -наметился дефицит бюджетных средств для покрытия трансфертов.

Вся процедура получения субсидий или субвенций начинается с предоставления соответствующего заявления от получателя целевых средств в Министерство финансов или иной государственный орган (для физических лиц). Помимо этого в дальнейшем в Минфин должны подаваться ежеквартальные справки-расчёты на получение субсидий и субвенций. Заявление рассматривается в двухнедельный срок, могут быть назначены дополнительные экспертизы. Иногда может поступить досрочный отказ в принятии самого заявления, если сумма субсидий и субвенций слишком велика.

При выявлении несоответствий получатель средств получает аргументированный отказ. Если заявление и предъявленные документы отвечают законодательным нормам, то претендент после заверения документов вносится в реестр получателей субсидий и субвенций. Реестры утверждаются, подаются приказы об открытии соответствующе лицевых счетов в Казначействе, на которые посылаются платёжные поручения (в них обязательно должен быть указан код бюджетной классификации).

Факт снятия средств со счетов документируются, копии направляются в Министерство финансов. После этого держатель лицевого счета, на которые поступают субсидии и субвенции должен ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца) подавать Казначейству или иным государственным органам отчёт об использовании бюджетных средств. Отчётность строится по правилам учёта использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. И субсидии и субвенции не подлежат обложения налогами и государственными сборами.

Получатель не вправе передавать полученные средства подведомственным учреждениям, за исключение случаев, когда это установлено законом или иным нормативно-правовым актом. Получатели средств могут подать жалобы в Министерство финансов, если считают, что имеет место нарушение бюджетного законодательства5.

Распорядитель федеральных средств, в свою очередь, имеет право контролировать все этапе предоставления субсидий и субвенций и запрашивать необходимые материалы. Данные функции чаще возлагаются на Федеральную служба финансово-бюджетного надзора, Казначейство и Счётную Палату РФ (как орган внешнего контроля), т.к. субсидии и субвенции, как особый вид безвозмездных трансфертов представляют собой особый вид финансовых правоотношений. При этом легче всего осуществлять контроль за использованием субвенций, чем субсидий, контроль за использованием которых является скорее выборочным. Могут проводиться проверки и ревизии планового и внепланового характера. Плановые проверки должны производиться по заранее условленному плану с указанием сроков проверки и ответственных исполнителей. Решение о проведении внеплановой проверки может быть принято распорядителем средств бюджета в случае поступления сведений о нарушениях использования полученных субсидий и субвенций.

В обоих случаях проводится подробный анализ организации и документирования финансово-хозяйственной деятельности получателей субсидий и субвенций возможно с привлечением посторонних экспертов на договорной основе. Субвенции могут быть возвращены в бюджет при их нецелевом использовании, в т.ч. в судебном порядке. Как правило, рассмотрение подобных дел передаётся в Прокуратуру РФ, которая и выступает истцом. Также истцом может быть и само Министерство финансов, которое подаёт иск о возвращении государству нанесённого ущерба. Однако, в целом случаи судебного взыскания субвенций являются достаточно редкими в отечественной правовой практике.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >