ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМИССИОННО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ

Роль и функции учреждений Банка России по организации и регулированию наличного денежного обращения

Налично-денежное обращение - часть денежного оборота, относящаяся к обращению наличных денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге характер его организации.

  • 1. Основой для движения наличных денег служит оборот товаров и услуг - товарное обращение. Поэтому характерным признаком денежного обращения является неоднократное использование одного и того же денежного знака для совершения денежных платежей, то есть денежные знаки физически перемещаются из рук в руки и опосредуют ряд товарных сделок, не покидая сферу обращения. Отсюда вытекает требование к защищенности и долговечности денежных знаков, а также к поддержанию их оптимального покупюрного состава.
  • 2. Наличные деньги, находящиеся в национальном обращении, выполняют в основном лишь функции средства обращения и средства платежа. При этом деньги функционируют попеременно то как средство обращения, то как средство платежа - меняют не только хозяев, но и свои функции. Они обслуживают многочисленные сделки и платежи (за коммунальные услуги, услуги связи, электроэнергию и т.п.), используются для погашения долговых обязательств или для совершения нетоварных платежей (налоги, пошлины). Большой объем денежного обращения, участие в этом процессе многочисленных юридических лиц (включая коммерческие банки и финансовые органы) и физических лиц, а также многообразие экономических отношений между ними ставят вопрос о необходимости регламентирования кассовых операций в масштабе всей экономики в интересах безопасности их поведения и эффективного использования денежной массы.
  • 3. Большая часть денежного обращения осуществляется через коммерческие банки и другие кредитные организации. Наличные деньги постоянно поступают на счета в кредитные организации (превращаются в безналичные деньги) для их последующего использования в различных платежах и с тем же постоянством снимаются со счетов (обратно приобретают наличную форму) для выплаты заработной платы, премий и выполнения иных платежей. Более того, новые денежные знаки, замена ветхих и выпуск дополнительных наличных денег осуществляются Центральным банком почти исключительно через коммерческие банки. Такое положение требует особого порядка проведения кассовых операций кредитными организациями и предполагает установление контроля за этими операциями со стороны Центрального банка.

Выделенные особенности денежного обращения характеризуют его как сложный процесс с большим количеством субъектов, многообразием встречных денежных потоков между ними и постоянной сменой функций и форм. Поэтому для экономики актуальным является поддержание оптимального соотношения между обеими формами денежного оборота, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег, - организация денежного обращения.

Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков (банковских билетов и разменной монеты) в обращение. Выпуск денег в обращение, приводящий к увеличению находящихся в нем наличных денег, называется эмиссией денег в обращение, или эмиссией наличных денег.

Исторически эмиссионные операции в различных государствах осуществлялись двумя институтами:

  • а) Центральным (эмиссионным) банком, обладающим исключительным (монопольным) правом выпуска банковских билетов (банкнот);
  • б) казначейством (или иным государственным органом, подконтрольным правительству), выпускающим мелкокупюрные денежные знаки (казначейские билеты) и неполноценные (билонные) монеты.

В современных условиях в абсолютном большинстве стран мира эмиссия осуществляется центральными (эмиссионными) банками и представляет собой выпуск в обращение неразменных на золото банкнот (банковских билетов) и монет, являющихся единственными законными платежными средствами на территории государства. Кроме денежной эмиссии на центральные банки возложены функции по организации и контролю за состоянием денежного обращения в стране.

Денежное обращение организуется на основе следующих базовых принципов:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения.

Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечение общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. Достижение устойчивости предполагает регламентирование выполнения кассовых операций всех кредитных организаций и хозяйствующих субъектов.

2. Эластичность и экономичность денежного обращения.

Наличные и безналичные деньги имеют единую эмиссионную основу и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга - наличные средства в безналичные и наоборот. Такая взаимная обращаемость позволяет эластично сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами в зависимости от потребностей экономики и населения в денежных средствах того или иного вида и достигать реальной экономии за счет замены дорогостоящего налично-денежного обращения значительно более дешевым безналичным оборотом.

3. Комплексность организации денежного обращения

Единство денежного оборота и эластичность денежного обращения определяют необходимость комплексно подхода в организации денежного обращения в единстве с организацией и регулированием движения безналичных средств, а также их эмиссией. Это касается как установления определенного порядка использования наличных денег в расчетах хозяйствующих субъектов по их обязательствам, так и выработки таких форм и процедур безналичных расчетов, которые позволили бы использовать безналичные деньги с тем же эффектом, что и наличные. Такие формы расчетов должны также способствовать экономичности денежного обращения.

  • 4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями. Для этого Центральный банк регулирует и регламентирует деятельность коммерческих банков, иных кредитных организаций и предприятий связи, то есть всех организаций, вовлеченных в обслуживание указанных лиц.
  • 5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами

Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов:

  • а) банков и иных кредитных организаций;
  • б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи;
  • в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения;
  • г) нерезидентов.

Рациональная организация наличного денежного обращения, эффективное управление потоками наличных денег в каждом городе, районе и всей страны, является важной составной частью всей работы направленной на выполнение главной задачи Центрального банка Российской Федерации по обеспечению устойчивости и поддержанию на стабильном уровне покупательной способности внутренней валюты - рубля.

Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России) » в части регулирования наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагает на Банк России выполнение следующих функций:

  • § прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;
  • § установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • § установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  • § определение порядка ведения кассовых операций.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Эмиссионная работа неразрывно связана с выполнением кассовых операций, так как все операции по изъятию денежных ценностей (банкнот и монеты) из резервных фондов и их вложению в резервные фонды обязательно проходят через оборотную кассу соответствующего учреждения Банка России. Схема оборота наличных денег в хозяйстве приведена в Приложении 1.

Если в прошлом надежность наличных денег обеспечивалась товарной стоимостью металла, из которого они были изготовлены, государственной гарантией размена на драгоценные металлы по официально установленному курсу, то в настоящее время банкноты и монеты Банка России отнесены федеральным законом к безусловным обязательствам Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

В статье 30 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» записано: «...Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации».

Другие статьи этого Закона также определяют обязательственную природу банкнот и монеты:

  • § «Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение» (ст.4);
  • § «Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена» (ст.31);
  • § «Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами» (ст.32);
  • § «Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты Банка России, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации» (ст.33).

Наличные денежные средства вместе с резервами коммерческих банков образуют денежную базу в экономике. Они отражаются в пассиве баланса центрального банка.

Банкноты центрального банка, как правило, имеют обеспечение в форме его активов. Основными статьями активов, обеспечивающих выпуск банкнот в обращение являются официальные валютные резервы, государственные и прочие ценные бумаги в активах центрального банка кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг, т.е. эмиссия наличных бумажных денег носит сегодня фидуциарный характер.

Центральный банк фактически платит банкнотами, которые сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. Сегодня нет никакого законодательно установленного норматива обмена этих обязательств центрального банка, например, на золото и другие драгоценные металлы. В принципе, банкноты могли бы выпускаться в неограниченном количестве. Тем не менее существуют косвенные границы, которые определяются задачами, поставленными перед центральным банком, и его функциями: основная конституционная задача Банка России заключается в обеспечении устойчивого функционирования национальной валюты. Исходя из этих ограничений, центральный банк предоставляет коммерческим банкам денежные средства лишь в ограниченном количестве -- в пределах поставленных целей денежной программы.

Центральный банк, в конечном счете, берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо для замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

Вместе с тем при всей важности наличной денежной эмиссии она является вторичной, производной от безналичной. Значительная часть современных денег как платежных средств создается безналично на основе кредитных операций коммерческих банков, которые выступают, собственно, эмитентами дополнительных платежных средств.

Наличные деньги, эмитируемые центральным банком, поступают в обращение и изымаются из него через систему коммерческих банков при выполнении последними расчетно-кассовых и кредитных операций.

Центральный банк выступает банком для кредитных организаций, через которые эмитированные деньги непосредственно поступают в обращение. Центральный банк передает из оборотной кассы РКЦ в кассу коммерческого банка денежные знаки против остатка средств коммерческого банка на корреспондентском счете в центральном банке. Клиент получает наличные деньги из кассы коммерческого банка, в котором открыт счет или депозит, против остатка средств на соответствующих счетах. Такой остаток средств может образовываться первоначально и в результате получения ссуды. Предоставление ссуды, в результате чего у клиента образовался остаток средств на счете, представляет собой депозитную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. То есть деятельность эмиссионного (центрального) банка составляет лишь часть процесса выпуска наличных денег в обращение, другая часть этого процесса происходит при участии коммерческого банка. Организация наличного денежного обращения требует от центрального банка серьезных материальных затрат. Они охватывают широкий спектр мероприятий -- от использования новейших достижений техники в процессе изготовления денежных знаков до применения новейших технологий их обработки в процессе оборота, контроля количества и качества денежных знаков, изъятия из обращения негодных денежных знаков и их утилизации с соблюдением экологических требований.

Предоставление банкнот для платежного оборота в стране является для любого центрального банка технически сложным процессом. Центральные банки занимаются не только производством банкнот, но и их дизайном. Например, иконография современных российских бумажных денежных знаков предполагает изображение российских городов: на билете Банка России достоинством 10 руб. -- изображение Красноярска, 50 руб. -- Санкт-Петербурга, купюра достоинством 100 руб. украшена московской символикой -- квадрига на портике Большого театра (лицевая сторона) и общий вид самого театра (обратная сторона), 500 руб. -- памятником Петру I в Архангельске, на купюре достоинством 1000 руб. -- изображение г. Ярославля, 5000 руб. - г. Хабаровска.

Центральные банки уделяют большое внимание долговечности банкнот и разработке способов защиты их от подделки. Банкноты как средство обращения и платежа имеют свой срок хождения. Степень их износа зависит от уровня культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства и на особой бумаге.

При изготовлении и разработке банкнот на первом месте стоит защита от подделок. Наряду с отличительными знаками (вид бумаги, пунктирная металлическая нить, проверочный регистр и др.) банкноты содержат дополнительные невидимые приметы, различаемые только при помощи специального оборудования. В этом смысле ценность банкнот как платежного средства выше ценности бумаги, на которой они напечатаны.

О значимости центрального банка как эмиссионного центра свидетельствует наличие в каждом из них специальных подразделений, которые осуществляют непосредственно эмиссионно-кассовую работу, таких, как:

  • § Управление денежно-кредитного регулирования в рамках Сводного экономического департамента и Управление денежного анализа и прогнозирования Департамента исследований и информации; Департамент платежных систем и расчетов;
  • § Департамент наличного денежного обращения;
  • § Центральное хранилище Банка России (обособленное подразделение);
  • § Управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций в территориальных подразделениях Банка России;
  • § Отделы кассовых операций в РКЦ.

Основные задачи деятельности первых трех структурных подразделений обусловлены необходимостью макроэкономического анализа состояния собственно денежной сферы экономики. В рамках этих задач и в целях обеспечения четкого, бесперебойного и оперативного выполнения эмиссионных операций:

  • § изучается состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, изменение его структуры в Российской Федерации, и разрабатываются предложения по совершенствованию банковского регулирования наличной денежной массы;
  • § анализируются изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования, причины этих изменений, их влияние на состояние наличного денежного оборота, готовятся соответствующие выводы и предложения;
  • § осуществляются расчеты объема наличной денежной массы в обороте, скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций;
  • § составляются расчеты прогноза наличного денежного оборота, оцениваются размеры эмиссии наличных денег в целом по Российской Федерации и определяется порядок разработки расчетов прогноза наличного денежного оборота территориальными учреждениями Банка России и кредитными организациями;
  • § разрабатываются предложения об изменении действующего лимита остатка оборотной кассы в целом по Российской Федерации, устанавливаются указанные лимиты территориальным учреждениям Банка России;
  • § изучается влияние на состояние денежного обращения в Российской Федерации расходования юридическими лицами средств на зарплату и выплаты социального характера;
  • § анализируется статистическая и бухгалтерская отчетность, характеризующая состояние наличного денежного оборота в Российской Федерации и ее регионах;
  • § разрабатываются предложения по совершенствованию составляемой учреждениями Банка России и кредитными организациями отчетности о кассовых оборотах, о состоянии расчетов по зарплате и выплатам социального характера;
  • § разрабатываются проекты нормативных актов Банка России по вопросам организации наличного денежного оборота.

Задачами Департамента наличного денежного обращения Банка России являются:

  • § проведение политики Банка России в области обращения наличных денежных знаков в РФ;
  • § разработка методологии и организация кассовой работы в учреждениях Банка России и кредитных организациях;
  • § обеспечение платежного оборота денежными знаками.

Для решения возложенных на него задач Департамент наличного денежного обращения Банка России:

  • § составляет прогноз объема и организует производство банкнот и монеты, обеспечивает создание запасных фондов банкнот и монеты, организацию их перевозки и хранения;
  • § анализирует покупюрное строение денег, находящихся в обращении и резервных фондах, и обеспечение налично-денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств;
  • § разрабатывает направления совершенствования организации и учета операций по выпуску денег в обращение;
  • § определяет порядок совершенствования кассовых операций в учреждениях Банка России и кредитных организациях;
  • § устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, определяет порядок замены поврежденных банкнот и монеты, изъятие из обращения ветхих денежных знаков и их уничтожение;
  • § осуществляет организацию экспертизы денежных знаков Банка России и иностранных государств;
  • § разрабатывает предложения по выпуску в обращение памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов, организует их изготовление и выпуск в обращение;
  • § разрабатывает проекты нормативных актов Банка России по вопросам организации наличного денежного оборота, входящим в компетенцию Департамента.

Центральное хранилище Банка России бесперебойно обеспечивает расчетно-кассовые центры банкнотами и монетой. Центральное хранилище Банка России является обособленным подразделением, режимным объектом особой государственной важности. Центральное хранилище организационно состоит из Дирекции Центрального хранилища Банка России и межрегиональных хранилищ с подразделениями безопасности и перевозки.

Основная деятельность Центрального хранилища Банка России осуществляется непосредственно под руководством Департамента наличного денежного обращения по направлениям:

  • § хранение, учет и контроль запаса драгоценных металлов Банка России;
  • § прием, хранение, учет, экспертиза, пересчет и уничтожение банкнот, монеты, других ценностей, а также их выдача по распоряжению Департамента наличного денежного обращения Банка России;
  • § перевозка ценностей спецвагонами, спецавтомобилями, воздушным и водным транспортом;
  • § прием поврежденных банкнот на экспертизу, их хранение и принятие решения об утилизации;
  • § проверка качества изготовления денежных знаков;
  • § выполнение других операций с ценностями по поручению Банка России.

Территориальные учреждения Банка России участвуют в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В области эмиссионно-кассовой работы территориальное учреждение:

  • § прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе в рамках денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • § организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монет в расчетно-кассовых центрах и перевозкам ценностей между ними, определяет им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;
  • § вносит в Банк России предложения по изменению лимитов оборотной кассы и минимальных размеров хранения резервных фондов в целом по территориальному учреждению;
  • § ведет учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах расчётно-кассового центра территориального учреждения по купюрам и достоинствам, осуществляет контроль за своевременным пополнением резервных фондов до установленного размера хранения и обеспечением наличия в них банкнот и монеты в купюрах и достоинствах, необходимых для обращения;
  • § осуществляет кассовое обслуживание кредитных организаций;
  • § осуществляет контроль за правильной организацией эмиссионно-кассовой работы в расчётно-кассовом центре территориального учреждения, обеспечением сохранности ценностей резервных фондов и оборотной кассы и соблюдением эмиссионно-кассовой дисциплины;
  • § осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за правильностью их совершения;
  • § осуществляет оперативное регулирование кассовых ресурсов и вносит в Банк России предложения по его совершенствованию;
  • § подготавливает и направляет в Банк России предложения о лимите остатка денег в оборотных кассах, устанавливает лимит оборотной кассы расчётно-кассового центра территориального учреждения в пределах лимита, утвержденного территориальному учреждению, осуществляет контроль за его соблюдением;
  • § анализирует купюрное строение выпуска денег в обращение расчётно-кассовым центром территориального учреждения, осуществляет контроль за соблюдением купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично-денежного оборота, осуществляет меры по обеспечению налично-денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств.
  • § осуществляет контроль за качеством денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в расчётно-кассовом центре территориального учреждения экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты, а также за соблюдением кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками;
  • § организует экспедирование расчетно-денежных документов и контроль за соблюдением сроков экспедирования;
  • § обеспечивает развитие автоматизации и механизации обработки денежной наличности в регионе согласно единой технической политики, проводимой Банком России.

Для организации кассовой работы и осуществления контроля за правильностью ее постановки в подчиненных расчётно-кассовых центрах в составе территориального учреждения Банка России создается управление (отдел) эмиссионно-кассовых операций. Количественный состав управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций определяется из количества подчиненных расчётно-кассовых центрах, их структуры и территориальных факторов.

В управлении (отделе) эмиссионно-кассовых операций предусматриваются подразделения (специалисты), выполняющие задачи по следующим направлениям:

  • - организация кассовой работы;
  • - учет эмиссионных операций;
  • - анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;
  • - организация охраны ценностей и технической укрепленности кассовых узлов;
  • - организация экспертизы денежных знаков;
  • - механизация кассовых операций;

В практической деятельности управление (отдел) эмиссионно-кассовых операций руководствуется Законами Российской Федерации «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», инструкцией №31 «Об эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России», Положением об управлении (отделе) эмиссионно-кассовых операций территориального учреждения Банка России и другими нормативными документами Банка России.

Управление (отдел) эмиссионно-кассовых операций возглавляется начальником. Начальник управления (отдела) осуществляет руководство всей деятельностью управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций, организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение функций и задач, возложенных на управление (отдел).

Работники управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций проверяют работу каждого РКЦ не реже одного раза в год. В ходе проверки они оказывают практическую помощь в правильной постановке кассовой работы, добиваясь устранения выявленных недостатков и нарушений.

Расчетно-кассовые центры Банка России в рамках регулирования эмиссионно-кассовых операций осуществляют:

  • § кассовое обслуживание кредитных организаций (прием и выдача ценностей из резервных фондов и учет эмиссионных операций, прием и выдача наличных денег кредитным организациям и другим юридическим лицам, обработка денежной наличности);
  • § хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
  • § учет и контроль кассовых операций органов государственной власти, органов местного самоуправления, счетов бюджетов всех уровней и органов Казначейства, государственных внебюджетных фондов;
  • § организацию в регионе денежного оборота;
  • § участие в составлении баланса денежных доходов и расходов населения;
  • § разработку и представление в территориальное учреждение прогноза кассовых оборотов;
  • § установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций, других юридических лиц;
  • § контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах;
  • § составление на основе данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в ТУ;
  • § проверку в кредитных организациях порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Основными задачами учреждений Банка России в деле организации денежного оборота и кассового обслуживания клиентов являются:

  • § безусловная сохранность ценностей в резервных фондах и оборотной кассе;
  • § своевременное и полное зачисление на расчётные, текущие, корреспондентские счета (субсчета) клиентов наличных денег, поступивших в кассы расчетно-кассовых центров;
  • § своевременное удовлетворение законных требований клиентов на получение наличных денег;
  • § организация наиболее рационального оборота наличных денег и сокращение издержек на его осуществление;
  • § контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично-денежного оборота;
  • § контроль за качеством денежной массы, находящейся в обращении (сортировка; экспертиза платёжеспособности банкнот и монеты, поступающих в кассы расчётно-кассовых центров; приём сомнительных денежных знаков и обмен платёжеспособных банкнот и монет, в том числе имеющих явный брак предприятий Гознака);
  • § строгое соблюдение Федеральных законов и других нормативных актов Банка России.

Для выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке денежной наличности в структуре каждого РКЦ создается отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений: приходных, расходных, приходно-расходных, разменных касс и касс пересчета.

Начальник расчётно-кассового центра обязан:

  • -- обеспечивать четкое и своевременное кассовое обслуживание клиентов;
  • -- организовывать надлежащее хранение и обеспечивать полную сохранность вверенных ценностей;
  • -- создавать необходимые условия, обеспечивающие соблюдение установленного порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и ценностей из касс и кладовых;
  • -- проводить необходимые мероприятия по недопущению просчетов, растрат, хищений и злоупотреблений в кассовой работе;
  • -- рассматривать каждый случай просчета, растраты, хищения и других злоупотреблений, применяя установленные законодательством меры по взысканию с виновных лиц причиненного ущерба;
  • -- обеспечивать устранение недостатков, вскрываемых ревизиями и проверками;
  • -- проводить в соответствии с технической политикой, определяемой Банком России, работу по внедрению средств механизации и автоматизации процессов кассовой работы, обеспечивающих повышение производительности труда кассовых работников;
  • -- проводить необходимые мероприятия по работе с кадрами и повышению их квалификации.

Наряду с начальником расчётно-кассового центра ответственность за правильную организацию кассовой работы, надлежащее хранение и полную сохранность всех ценностей, находящихся в расчетно-кассовом центре, а также за четкое кассовое обслуживание клиентов несут заведующие кассами (начальники отделов кассовых операций).

Начальники, главные бухгалтеры и заведующие кассами расчётно-кассового центра обязаны обеспечивать строгое соблюдение правил совершения эмиссионно-кассовых операций, осуществлять контроль за своевременным оприходованием денег, поступивших в кассы, и соблюдением лимита оборотной кассы.

Для осуществления операций с наличными деньгами и другими ценностями должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, снабжаются металлическими печатями и ключами от кладовых и секций внутри кладовых, пломбирами и штампами; кассовые работники - пломбирами, клише, именными и другими штампами, ключами от индивидуальных средств хранения: сейфов, металлических шкафов, тележек закрытого типа, столов с ящиками, имеющими индивидуальные секреты замков.

Все печати, пломбиры, клише, именные и другие штампы, ключами от кладовых, секций, шкафов, ячеек и индивидуальных средств хранения регистрируются в отдельной книге. Книга пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется оттиском каучуковой печати расчетно-кассового центра. Надпись о количестве листов в книге заверяется подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Выдача и прием печатей, пломбиров, клише, штампов и ключей производится под расписку в книге. Хранение должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, и кассовыми работниками печатей, пломбиров, клише, штампов и ключей должно исключать возможность использования их другими лицами. В случае утраты ключа от кладовой должен быть изменен секрет замка и изготовлены новые ключи. Лица, виновные в утере ключей, привлекаются к дисциплинарной ответственности в зависимости от обстоятельства дела.

В случае утраты ключа от кладовой должен быть изменён секрет замка и изготовлены новые ключи. К указанной работе привлекаются лица, имеющие допуск, оформленный службой безопасности территориального учреждения Банка России.

Все работники расчетно-кассового центра, которым поручается работа с ценностями и совершение операций с ними, обязаны знать и строго соблюдать установленный инструкцией «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» порядок работы с денежной наличностью. Ежегодно кассовые работники сдают зачет по знанию инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России.

Незнание работниками расчетно-кассового центра инструкции «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» не может служить основанием для освобождения их от ответственности в случае допущенных ими каких-либо нарушений. Допуск неподготовленных работников к совершению операций с ценностями категорически запрещается.

При организации и регулировании собственных эмиссионно-кассовых операций центрального банка особое значение имеет прогнозирование потребности хозяйственного оборота в наличных деньгах.

В современных условиях в отношении налично-денежной эмиссии отказались от разделения кассового и денежно-кредитного планирования, и перешли к анализу и прогнозированию состояния денежного обращения по денежным параметрам, которые дают представление о динамике совокупного денежного оборота и необходимости выпуска денег в обращение.

Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.

Центральный банк Российской Федерации использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются. Банк России при осуществлении эмиссионных операций исходит из потребностей хозяйственного оборота и государства в денежных средствах.

В настоящее время Главные управления (Национальные банки) Банка России получают подкрепления денежной наличностью, поступающей через филиалы Центрального хранилища по мере необходимости. Причем порядок операций подкрепления учреждений Банка России через региональные резервные фонды и порядок получения наличности через филиалы Центрального хранилища аналогичны.

Центральный банк создает свои ресурсы в виде наличных денег в обороте двумя методами. Первый -- когда деньги из забалансовых хранилищ его учреждений приходуются на его балансе, т.е. перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка Российской Федерации. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Банка. Этот метод свидетельствует о налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Банк России увеличивает свои кредитные вложения посредством выдачи ссуд, повышающих остатки средств на счетах. Здесь следует говорить о депозитной эмиссии. Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Центрального банка (РКЦ) не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего остатка в форме безналичных денег.

Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги -- создаваемые им ресурсы -- в обоих случаях носят кредитный характер.

В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» все организации, предприятия, учреждения обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах. Денежная наличность сдается непосредственно в кассы учреждений банков или на договорных условиях инкассаторским службам для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Налично-денежную эмиссию -- выпуск наличных денег в обращение и обратный процесс -- изъятие денег из обращения следует рассматривать как ограниченные только часами работы банковской системы непрерывные разнонаправленные потоки, различающиеся по интенсивности. Эмиссия (изъятие) определяется как разность сумм (сальдо оборотом) по выпуску и изъятию денег из обращения за определенный период времени на дату окончания периода, т.е. прирост (уменьшение) соответствующей денежной массы.

При организации налично-денежной эмиссии используются следующие основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора и основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования.

Денежная масса М2 (по методологии денежного обзора) -- наличные деньги в обращении МО, остатки средств резидентов Российской Федерации (предприятий, организаций (кроме кредитных), физических лиц, предпринимателей и населения) на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт), открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации, их срочные депозиты в валюте Российской Федерации и все депозиты в иностранной валюте;

Наличные деньги в обращении МО -- выпущенные в обращение Банком России наличные деньги за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

Резервные деньги -- выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, на корреспондентских счетах, и остатки других средств кредитных организаций (включая банки с отозванной лицензией) на счетах в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также депозиты до востребования нефинансовых предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством.

Выпуск наличных денег в обращение складывается из нескольких этапов:

  • § составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов;
  • § изготовление денежных знаков и их защита от подделок;
  • § организация резервных фондов денежной наличности;
  • § транспортировка денежной наличности в регионы;
  • § собственно выпуск денег в обращение.

Составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов базируется на прогнозе кассовых оборотов на квартал в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации. На основе прогноза кассовых оборотов определяется:

  • § объем поступления наличных денег;
  • § источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков;
  • § направления выдачи наличных денег;
  • § собственно потребность в выпуске или изъятии наличных денег из обращения.

Прогноз кассовых оборотов составляется кредитными организациями ежеквартально по источникам поступлений и направлениям выдачи средств.

После составления кредитной организацией прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег итог сообщается в РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала прогнозируемого периода.

Расчетно-кассовые центры используют расчеты для составления прогнозов по подкреплению оборотной кассы. В случае превышения расхода над приходом осуществляется выпуск наличных денег в оборот, при превышении прихода над расходом -- их изъятие.

Расчетно-кассовые центры обобщают информацию и за 7 дней до начала квартала сообщают в территориальное учреждение Банка России, в котором, соответственно, обобщается информация, поступившая от РКЦ. На этой основе составляется прогноз кассовых оборотов и эмиссионный результат соответствующего региона, которые учитываются при составлении планов подкрепления наличными деньгами резервных фондов РКЦ.

Структурные подразделения центрального аппарата Банка России обобщают прогнозы кассовых оборотов, поступившие от территориальных учреждений, и с учетом направлений государственной денежно-кредитной политики, темпов инфляции, мер по стабилизации денежного обращения составляют сводный расчет потребности в наличных деньгах.

На основе этих прогнозов формируется заказ предприятиям УГПО «Гознак» на изготовление денежных знаков с указанием количества и покупюрного строения.

УГПО «Гознак», в состав которого входят Ленинградская и Краснокамская бумажные фабрики, Московская, Пермская и Ряжская печатные фабрики, Московская типография, Московский и Ленинградский монетные дворы, находится в подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Поэтому все взаимоотношения Банка России с этим государственным производственным объединением по вопросам изготовления денежных знаков строятся на договорной основе, а сама изготовленная на предприятиях «Гознака» продукция оплачивается Банком России с учетом всех производственных затрат по ценам, утвержденным УГПО «Гознак» и согласованным с Банком России.

Затем билеты упаковываются в пачки в соответствии с Правилами упаковки, приема, выдачи, пересчета и хранения банкнот Банка России для вывоза с предприятий УГПО «Гознак» в Центральное хранилище Банка России и его филиалы.

Следующим этапом выпуска наличных денег в обращение является организация резервных фондов денежной наличности. Резервные фонды -- это запас банкнот и монеты для последующего выпуска их в хозяйственный оборот через оборотные кассы. Денежные знаки, находящиеся в резервных фондах, не считаются деньгами, выпущенными в оборот.

Для обеспечения бесперебойного подкрепления денежной наличностью соответствующих РКЦ создаются региональные резервные фонды, которые находятся в исключительном ведении Банка России и совершают все операции по распоряжению Департамента эмиссионно-кассовых операций.

Транспортировка денежной наличности в регионы является следующим этапом выпуска наличных денег в хозяйственный оборот. Распоряжение на доставку наличности в соответствующие регионы страны выписывается Департаментом наличного денежного обращения после определения прогноза потребности в денежной наличности по регионам.

Доставка наличных денег с УГПО «Гознак» происходит:

  • § через филиал Центрального хранилища Банка России;
  • § через региональные резервные фонды Банка России;
  • § непосредственно в территориальные учреждения Банка России.

В целом общая последовательность операций, связанных с изготовлением и выпуском денег в обращение, показана в Приложении 2.

Собственно выпуск наличных денег в хозяйственный оборот осуществляется в дальнейшем при выдаче подкреплений операционным кассам коммерческих банков. РКЦ Банка России обязаны удовлетворять потребность коммерческих банков в необходимой сумме и купюрном составе, удобном коммерческому банку для кассового обслуживания своих клиентов. Но для своевременной выдачи подкреплений операционным кассам коммерческих банков необходимым является, во-первых, представление заявки на получение подкрепления и, во-вторых, наличие соответствующей суммы на корреспондентском счете коммерческого банка в данном РКЦ.

Заявки на получение подкрепления операционной кассы коммерческого банка составляются на основе таких критериев, как объем денежной наличности, возможности банка по хранению и перевозке наличности.

Для приема от коммерческих банков излишней наличности также необходима предварительная заявка на сдачу наличных денег в РКЦ.

Процесс изъятия денег из обращения начинается в кредитных организациях (Приложение 3).

Поступающую в коммерческие банки денежную наличность они должны отсортировывать на "годную" и "ветхую", для того чтобы на выдачу клиенту направлялись только хорошие денежные знаки. Ветхие банкноты формируются в соответствии с установленным порядком и сдаются в расчетно-кассовые центры Банка России. В расчетно-кассовые центры направляются также годные к обращению денежные знаки, излишние для коммерческого банка в данное время.

Само изъятие денег из обращения производится в расчетно-кассовых центрах путем перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды Банка России. Эта операция производится обычно в конце рабочего дня. Каждая оборотная касса РКЦ имеет свой лимит. Весь же сверхлимитный остаток оборотной кассы перечисляются в резервные фонды. Изъятию из обращения подлежат в первую очередь ветхие деньги, а затем годные, но пользующиеся ограниченным спросом.

Полученные от коммерческих банков и вложенные в резервные фонды денежные знаки подлежат вторичной обработке в расчетно-кассовых центрах Банка России. Здесь снова происходит отсортировка денежных знаков, но уже более тщательно, так как именно Центральный банк отвечает за чистоту денежного обращения и за качество денег, находящихся в обращении. Кроме того, здесь производится экспертиза знаков с тем, чтобы в кратчайшие сроки выявить фальшивые денежные билеты, определить способ и средства подделки банкнот и вместе с соответствующими органами осуществлять работу по борьбе с фальшивомонетчиками.

Отсортированные и зачисленные в резервные фонды ветхие денежные билеты, непригодные для дальнейшего обращения, вывозятся из расчетно-кассовых центров в головные РКЦ, которые накапливают их и крупными партиями отправляют в филиалы Центрального хранилища Банка России. В Центральном хранилище ветхие денежные билеты подлежат контрольному пересчету. По проставляемым на каждой пачке и на каждом корешке реквизитам можно определить, где и кем они сформированы. Таким образом, имеется возможность предъявить претензии в случае выявления недостачи при контрольном пересчете.

После контрольного пересчета ветхие деньги погашаются путем нанесения отверстий в специально определенных местах. После погашения денежные билеты уже не являются платежными и перестают быть деньгами как реально, так и номинально.

Последним этапом работы с наличными деньгами является их уничтожение. Для уничтожения ветхих банкнот приказом по Центральному банку создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.

В настоящее время ветхие деньги не сжигаются, а на шредерах измельчаются в мелкую лапшу и формируются в брикеты.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >