Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Соотношение внутренней и внешней мотивации волонтерской деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация волонтерской деятельности

Среди видов мотивации принято разделять мотивы поведения человека на внутреннюю и внешнюю мотивацию. К внутренней мотивации относится ценностно-мотивационная ориентация личности, к внешней мотивации - стимулы, к которым относятся денежное вознаграждение, слава или доступ к определенным ресурсам.

Внутренняя мотивация подразумевает тягу к определенной работе и деятельности, которая возникает в связи с интересом к ней и субъективного ощущения ее ценности. Для того, чтобы работать с внутренней мотивацией необходимо быть неплохим психологом, инвестировать время и душевные силы в работу с волонтером. Данный вид мотивации сложнее, но при этом более эффективен в волонтерской деятельности. Большинство волонтеров работают именно на основе внутренней (ценностной) мотивации.

Внешняя мотивация ориентирована на внешние ценности и простые (стандартные) модели поведения. В этом случае управлять и мотивировать человека проще, однако длительного эффекта при внешней мотивации в волонтерской деятельности достичь невозможно, так как главный факт внешней мотивации - материальное вознаграждение, которое невозможно.

К. Замфир разработал концепцию о внутренней и внешней мотивации, в которой рассматривал внутренний тип мотивации, подразумевающий то, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе, это называется внутренняя мотивация. А внешняя мотивация, когда в основе лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности: мотивы социального престижа, зарплаты и т.д. Сами внешние мотивы дифференцированы на внешние положительные и внешние отрицательные; внешние положительные мотивы всегда более эффективные и более желательные, чем внешние отрицательные мотивы [30].

Мотивационный комплекс представляет соотношение между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ).

К оптимальным, мотивационным комплексам К. Замфир относит два типа сочетания: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ, а к наихудшему мотивационному комплексу относится тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные мотивационные комплексы с точки зрения их эффективности. При выявлении следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

По мнению А. Реана мотивация на успех относится к позитивной мотивации, при которой человек, начиная какую-либо деятельность, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного, такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны, они отличаются настойчивостью в достижении цели и целеустремленностью. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в его достижении.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации, при которой активность человека связана с потребностью избежать наказания и неудачи, т.е. начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Человек, мотивированный на неудачу, обычно отличается повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, старается избегать ответственных заданий; ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий [28].

В волонтерской деятельности проявлением внешней мотивации можно назвать так называемое «добровольчество по расчету», которое подразумевает осознанную работу на безвозмездной основе с целью получения конкретного опыта работы, бесплатное обучение или получение необходимых навыков для карьеры. Также элементами внешней мотивации в волонтерской деятельности могут являться памятные сувениры, подарки, футболки с символикой проекта и прочие приятные мелочи [1].

Ю.Н. Качалова исследуя формирование мотивации к добровольческой деятельности, указывает на значение смысла, она рассматривает схему мотивационного отношения в виде цепочки «потребность - мотив - цель - смысл» и акцентирует внимание на том, что цель не может быть завершением цепочки в данной стратегии, за целью должен следовать смысл [11].

Т.Н. Березина классифицируя жизненные смыслы, отмечает, что в основе волонтерской деятельности преимущественно лежат идеальные смыслы, среди которых жизнь ради познания, ради большой социальной группы, ради творчества и самосовершенствования и др.

Е.С. Азарова выделяет два уровня функций волонтерской деятельности: общий и личностный. Общий уровень выполняет следующие функции: интегративную, стабилизирующую, стимулирующую, нормообразующую. Личностный уровень - познавательную, самопознания, функцию социализации и самоутверждения.

Итак, можно сделать вывод о том, что характеристики волонтерской (добровольческой) деятельности определяются через ее структурные компоненты и функциональную нагрузку. В результате своего развития волонтерская деятельность порождает новые подходы к решению проблемных ситуаций, новые способы действия, цели, программы и средства их достижения, новые формы контролирования протекания деятельности и оценка ее эффективности.

Различные компоненты волонтерской (добровольческой) деятельности детерминируют осуществление деятельности и служат условием ее целостности. Как отмечает Н.Н. Нечаев, «технические» аспекты и компоненты волонтерской деятельности, являются ее средствами и орудиями, ее важнейшими и ведущими психологическими характеристиками, так как через них реализуется предметно-преобразующая и созидающая суть деятельности человека [24].

Исследования мотивации российских волонтеров показывают, что главными мотивами, которые побуждают к волонтерской деятельности, являются: энтузиазм, доброта и подвижничество граждан, стремление быть социально полезными другим людям, неравнодушное отношение к происходящему вокруг, желание реализовать себя и свои инициативы, желание решить проблемы других людей и собственные проблемы [1].

Также часто в качестве мотива волонтерской деятельности выступают потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Добровольчество (волонтерство) отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой доброволец может полностью соответствовать. В то же время стоит отметить наличие у волонтеров мотивов, которые связанны с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу, часто они появляются в связи с тем, что работодатели склонны принимать на работу людей, уже имеющих какой-то трудовой опыт [1].

С.В. Михайлова в своем исследовании выявила возрастные различия мотивов волонтеров, а именно то, что у молодежи преобладает мотивация, которая связанна с желанием попробовать себя в будущей профессии, и поиск полезных связей и контактов. У людей среднего возраста преобладает потребность в самореализации, а старшего возраста - проявление сострадания, милосердия и заботы [21].

Исследование, проведенное Л.А.Кудринской, выявило прямую связь мотивов с направлением волонтерской (добровольческой) деятельности. Так у волонтеров, работающих в общественно-политических движениях, ведущим мотивом выступает социально-политическая мотивация, так как волонтер ощущает себя активным субъектом исторического действия. У волонтеров, участвующих в социальных проектах, ведущим мотивом является ценностная мотивация, они руководствуются религиозными или гуманными ценностями (помочь ближнему и сделать доброе дело). У волонтеров, ищущих возможность получить новые связи, информацию, опыт и знания, ведущей является мотивация социально-экономической адаптации [16].

Е.С. Азарова разделяет мотивы волонтерской деятельности на компенсаторные мотивы в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим их:

Компенсаторные мотивы включают в себя такие потребности, как ожидание ответной помощи, преодоление чувства одиночества, решение собственных проблем, улучшение собственного самочувствия.

Идеалистические мотивы включают в себя желание быть социально полезным, помогать нуждающимся, отвечать на добро добром, способствовать изменениям в обществе, улучшать благополучие другой личности, а также моральный долг и сочувствие.

Мотивы выгоды характеризуются такими потребностями, как приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, расширение опыта, получение полезных связей, проба себя на пути к карьере, общественное признание.

Мотивы личностного роста включают такие потребности, как развитие самосознания, желание самореализации и самосовершенствования.

Мотивы расширения социальных контактов состоят из потребности в контакте с другими людьми, желания просто общаться, интересно провести время, в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Итак, как было уже отмечено выше, волонтерская деятельность, как и другие виды деятельности, обусловлена не одним, а несколькими мотивами, причем эти мотивы не однозначны и разноплановы.

О.В. Решетников раскрывая особенности мотивации волонтерской деятельности, подчеркивает, что ведущие мотивы должны отвечать таким требованиям, как: наличие социально значимого позитивного характера, распространенность среди волонтеров (добровольцев), соответствие общечеловеческим ценностям, сохранение индивидуальных различий волонтеров, способствование развитию добровольческой деятельности, реализация ее целей и задач.

Мотив в волонтерской деятельности является стартовой точкой, который порождает свои вторичные регуляторы, помогающие деятельности не отклониться от курса и позволяющие довести ее до конца; то есть волонтерская деятельность обусловливается рядом других, не менее значимых детерминант, сопровождающих возникновение и течение деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что для возникновения и реализации волонтерской деятельности у человека должна присутствовать гуманистическая направленность личности, которая характеризуется положительным отношением личности к себе и обществу. В становлении волонтерской деятельности выступает ориентир личности на выбор способа действий, проверяющий и отбирающий идеалы, выстраивающий цели, содержащий способы достижения этих целей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее