Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Соотношение внутренней и внешней мотивации волонтерской деятельности

Теоретический обзор проблемы мотивация волонтерской деятельности

Мотивация личности

Существует много определений понятия «мотивация». Обычно, в данное определение включено одно или несколько из приведенных таких слов, как: «необходимость», «пожелание», «цели», «намерения», «потребности», «побуждения», «мотивы», «вознаграждение».

В изучении теорий мотивации существуют два основных подхода. Первый подход основан на исследовании содержательной стороны теории мотивации, базирующийся на изучении потребностей человека, являющихся основным мотивом их проведения и деятельности. К сторонникам такого подхода относятся американские психологи А.Маслоу, Ф. Герцберга и Д.Клелланда. Рассмотрим подробнее их.

Теория мотивации по А. Маслоу, сущность которой сводится к изучению потребностей человека, сознание человека не является предметом психологии, а является его поведение, в основе которого лежат потребности человека [19]:

физиологические потребности, которые необходимы для выживания человека: еда, вода, отдых и т.д.;

потребности в безопасности и уверенности в будущем, которые подразумевают защиту от опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в удовлетворении физиологических потребностей в будущем,

социальные потребности, которые необходимы в социальном окружении и в общении с людьми;

потребности в уважении, признании окружающих и стремление к личным достижениям,

потребность в самовыражении, которая подразумевает рост и реализацию потенциальных возможностей.

Согласно теории Маслоу первые две группы потребностей являются первичными, а другие три вторичными. Все эти потребности автор располагает в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Самая высокая потребность - это самовыражение и рост человека как личности, которая никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации через потребности бесконечен [19].

Теория мотивации Д. Клелланда подразумевает то, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти и к признанию. Успех оценивается не как признание со стороны коллег, а как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них ответственность, и как личные достижения в результате активной деятельности. Стремление человека к власти показывает его успешную работоспособность на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию, характеризует способность к неформальному лидерству и собственному мнению, а также умению убеждать в его правильности окружающих [10].

Согласно теории Д. Клелланда, люди, которые стремятся к власти, должны удовлетворять данную потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Теория мотивации Ф. Герцберга, характеризуется необходимостью к выяснению того, как влияют материальные и нематериальные факторы на мотивацию человека. Автор создал двухфакторную модель, показывающую удовлетворенность личности работой [10].

Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение результата

Межличностные отношения

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможность творческого и делового роста

В первую группу факторов (гигиенические факторы) входит самовыражение личности, ее внутренние потребности с окружающей средой, и непосредственно с той средой, в которой осуществляется сама работа. Во вторую группу факторов входит мотивации, которая связанна с характером и сущностью самой работы.

Гигиенические факторы Ф.Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных нами теориях состоит в том, что А. Маслоу утверждает, что мотивация стимулирует человека на продуктивность и эффективность его профессиональной деятельности, а по мнению Ф. Герцберга, человек начинает эффективно работать только после того, как уяснит, что его мотивация не совсем адекватна поставленным целям.

Таким образом, содержательные теории мотивации основаны на исследовании потребностей и выявлении факторов, которые определяют поведение людей.

Второй подход к мотивации основан на процессуальных теориях, в которых утверждается распределение усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. Это прослеживается в таких теориях ученых, как: В.Врум и Портера - Лоулера.

Теория ожиданий В. Врума гласит о том, что не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный им тип поведения.

Процессуальные теории ожидания подразумевают то, что поведение личности определяется поведением руководителя и характеризуется следующими особенностями:

если руководитель, при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

если сотрудник, уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

сотрудник и руководитель, уверенны в том, что при определенном улучшении качества работы будет выдано вознаграждение;

сотрудник, умеющий сопоставить размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности [29].

Выше изложенное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость преобладания повышения качества труда и уверенность в удовлетворении руководителем выполненной им работы, которая позволяет реально удовлетворить свою потребность.

Таким образом, теория ожиданий, гласит о том, что человеку необходимо иметь такие потребности, которые могут быть удовлетворены в большей степени в результате предполагаемых вознаграждений. А руководителю необходимо осуществлять поощрения, удовлетворяющие ожидаемые потребности его работников.

Теория справедливости гласит о том, что эффективность мотивации оценивается работниками не по определенной группе факторов, а системно, учитывая оценку вознаграждения, выданному другому работнику, работающему в аналогичной деятельности. Сотрудник, оценивающий свой размер поощрения в сравнении с поощрениями других сотрудников, всегда учитывает условия, в которых работает он и другие сотрудники [29].

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости, суть которой во введении соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, влияющие на размер вознаграждения, к ним относятся затраченные усилия, личностные качества, способность и осознание своей роли в процессе труда. Только результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот; люди, имеющие собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и степень удовлетворения. Согласно данной теории результативность должна обязательно повышаться.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов, которые исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы ими не рассматривались. Возможно поэтому их работы не получили дальнейшего развития. Все основные положения теории Выготского могли бы использоваться и в производственной деятельности [29].

Теория Л.С.Выготского утверждает, психика человека имеет два параллельных уровня развития: высший и низший, определяющих высокие и низкие потребности человека, которые развиваются параллельно друг другу. Что означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого практически является невозможным. Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, может сработать материальное стимулирование, в таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваются параллельно друг другу, но и самостоятельно, и совокупно управляют поведением и профессиональной деятельностью человека.

Итак, по мнению большинства ученых, теория Л.С.Выготского более прогрессивна, чем любая другая, но она не учитывает высшие проблемные потребности человека.

Системный подход к человеческой деятельности, позволяет утверждать, что человек принимает решения на уровне адаптации, самоорганизации и регулирования. Соответственно и потребности должны реализовываться на каждом уровне одновременно. Существует множественный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование, т.е. низшие и высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее