Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Соотношение внутренней и внешней мотивации волонтерской деятельности

Психологический анализ волонтерской деятельности

Волонтерская деятельность -- это безвозмездная деятельность, направленная на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды.

Деятельность как человеческая форма активности, которая выражается в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности проходит главной связующей нитью через все исследования В.Д.Шадрикова. Взаимодействие человека с обстоятельствами его жизни и развитие личности осуществляется через психологическую функциональную систему деятельности и поведения [36].

С.Л. Рубинштейн выделил такие главные особенности феномена человеческой деятельности, как [27]:

субъектность, т.е. то, что принадлежит человеку, не может являться бессубъектной деятельности;

осуществление в условиях совместной деятельности субъектов;

взаимодействие субъекта с объектом;

сознательная, целенаправленная.

Таким образом, категория деятельности, в выше представленной концепции, используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Процесс деятельности разделяется на этапы:

вовлечение в деятельность,

целеполагание

проектирование действий,

осуществление действий,

анализ результатов действий и их сравнение с поставленными целями.

Количество и содержание этапов, разными исследователями выделяются в деятельности, и определяется исключительно задачами и целями исследователя, модели деятельности строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Рассмотрим основные виды деятельности, которые свойственны всем людям: учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, отдых [2].

Учебная деятельность, представляет собой вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой культурой и опытом старшего поколения, представленными учебными программами в форме совокупности со знаниями и умениями пользованиями ими. Учебная деятельность осуществляется путем соответствующего выполнения деятельности учителем и учеником; по уровню достижения цели учебная деятельность делится на две категории: учение и обучение.

Трудовая деятельность представляет собой целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливается к целям, используя механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы, обеспечивая их взаимное влияние с целью достижения заранее намеченной цели. Труд подразделяется на добровольный, вынужденный и принудительный. В качестве решения проблемы негативного влияния вынужденного труда, существующего в современной экономической системе вследствие потребности людей в средствах существования, в некоторых развитых странах вводится безусловный основной доход.

Игровая деятельность подразумевает вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотивы лежат не в ее результате, а в процессе самой деятельности. Это форма деятельности в условных ситуациях, которая направленна на создание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Различают деловые игры, в которых происходит моделирование производственной ситуации и выработка наиболее эффективных решений и профессиональных навыков; и военные игры, в которых происходит решение практических задач на местности и по топографическим картам.

Типы деятельности делятся по типам отношения субъекта к миру объектов, которые реализуются в представленных выше формах деятельности [2]:

Практическая деятельность осуществляется с целью на преобразования мира в соответствии с поставленными целями человеком.

Познавательная деятельность осуществляется при выполнении практических задач, целями понимания, которых являются объективные законы существования мира.

Эстетическая деятельность, определяется ценностными ориентациями того или иного социума или индивида, которая связанна с восприятием и созданием произведений искусства и предполагает передачу их смыслов.

Психологическая система деятельности представляет собой совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, которая организованна для выполнения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит также как и в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, и при последующем становлении профессионала и его совершенствовании. Формирование системы деятельности осуществляется за счет включенности в процесс освоения деятельности и профессионально значимых функциональных блоков субъекта, а также их наполнение предметным содержанием, ориентацией на реализацию конкретных рабочих функций, установлением и закреплением взаимосвязей между отдельными блоками [27].

На рис. 1 представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности.

Е.С. Азарова предлагает рассматривать структуру волонтерской деятельности с точки зрения подхода, который базируется на основном положении о том, что деятельность в силу своей особой сложности не основывается на каком-то одном компоненте или действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - своих единиц, к которым относится мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, который подразумевает систему индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Все компоненты деятельности взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру, которая обладает динамичностью, т.к. ее функционирование и есть процесс деятельности [1].

Общая психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева ставит центральным вопрос о «семантике» деятельности, а категория мотива тесно взаимосвязана с понятием смысла. Развитие смыслов является продуктом развития мотивов деятельности, поэтому единственный путь психологического анализа сознания является смысловой анализ сознания - путь анализа мотивации, развитие которой выражается в развитии психической жизни человека. Комплекс личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека, открывая для личности значение предметных и социальных норм ради достижения целей деятельности [17].

Личностные смыслы выполняют функцию «проводника» и находятся в тесной взаимосвязи с мотивом, как подчеркивает Е.Е. Насиновская, расцвет и самоактуализация личности могут осуществляться тогда, когда основные деятельности, включенные в жизненный цикл, которые задаются смысло- образующими мотивами, делающими жизнь подлинно живой и творческой [23].

Возникновение и эффективность любой деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека; вместе с тем сами индивидуальные особенности человека подвергаются влиянию того вида деятельности, которым он занимается, в результате чего могут образовываться сложные переплетения врожденного и приобретенного, которые составляют индивидуальность человека.

Д.А. Леонтьев, выделяет следующие критерии регуляции деятельности, оказывающие на нее свое влияние, одним из которых являются индивидуальные особенности субъекта деятельности, к чему он относится как к средству, так как деятельность подстраивается под особенности субъекта и объекта [17].

Итак, индивидуально-психологические характеристики личности волонтера являются важной составляющей в реализации добровольческой деятельности.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее