Создание семьи, мотивация брака

Семья - важнейший фактор, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность и многогранность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Для того чтобы создать семью, нужны мотивы. Одним основным мотивом является любовь. Э. Фромм писал: "Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека". По нашему мнению, это именно так. Ведь без любви человек перестаёт видеть хорошее в окружающем его мире, становиться более эгоистичным, циничным. Лишь полюбив что-либо мы, люди, начинаем проживать яркую жизнь. Далее Э. Фромм говорит, что большая часть людей не способна развить чувство любви до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости [*11]. Причиной того, что многие не признают необходимости создавать семью, по мнению Фромма являются следующие обстоятельства:

большая часть людей смотрит на любовь с позиции "как быть любимым", а не "как любить";

существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;

смешиваются понятия "влюбленность" и "состояние любви", в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Любовь, по Э. Фромму, - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви [*11].

Прежде чем создать молодую семью, нужно быть готовым к появлению новых прав и обязанностей. Данная подготовка перед вступлением в брак включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость). Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко. Они выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку: физиологическая зрелость, социальная зрелость, этико-психологическая готовность к браку [*1;10].

В формировании супружеской пары различают два периода:

добрачный;

пребрачный;

Результаты многих исследований показали: общность добрачных факторов, побудивших молодых людей вступить в официальные отношения, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака. Назовём несколько таких факторов:

  • -место и ситуация знакомства молодых людей;
  • -первое впечатление друг о друге;
  • -социально-демографические характеристики;
  • -продолжительность периода ухаживания;
  • -инициатор брачного предложения;
  • -время обдумывания брачного предложения;
  • -ситуация оформления брака;
  • -возраст;
  • -отношение родителей к браку;

Применительно к супружеским отношениям А.Г. Харчев писал: "Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях" [*15].

С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, пишет С.В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции [*7].

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990) [*20].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >