Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Потребности и интересы семьи

Задачи исследования

Рассмотреть понятие потребности и интереса

Охарактеризовать семью, как ячейку общества

Проанализировать материальные интересы семьи и ее потребности

Исследовать положение семей, их проблемы и интересы

Методы исследования: анализ учебной и научной литературы, обобщение данных конкретных социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, Института социологии РАН.

Потребности и интересы

Понятие потребности и интереса

Слово «потребность» означает нужду или надобность в чем-либо, «потребу» и в обычном языке не нуждается в особом пояснении. Однако в научных работах даются разные описания, как правило, метафорические, этого слова, ключевым часто оказывается также слово «нужда».

Особенно важным оказывается понимание потребности как внутреннего побудителя активности. По смыслу оно совпадает с трактовкой потребности как стимула деятельности.

Понятие «потребность» интересно для социологии, в частности, тем, что многие обществоведы, начиная с Платона, связывают с потребностями возникновение и существование общества.

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны. Впрочем, объективными следует считать и потребности самых разных субъектов, независимо от уровня их развития, поскольку наличие потребностей связано с существованием субъектов.

Можно принять с некоторыми оговорками точку зрения о том, что потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также особых социальных условий их деятельности. Источником развития этих потребностей является взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причем удовлетворение относительно элементарных (витальных) потребностей ведет к зарождению новых .

Важнейшая особенность потребностей - их динамичный характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные потребности, а последующие ее уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов.

В современной социологической литературе существует несколько классификаций потребностей. Во-первых, потребности выступают как личные, групповые и характерные для всего общества. Личные -- это потребности, которые возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности отдельного человека. Примером являются потребности в пище, одежде, самоутверждении. Общественные и групповые потребности вытекают из требований нормального существования всего общества и отдельных его групп соответственно. Это -- потребности в государственном управлении, производстве, обеспечении прав, обороне, охране окружающей среды._ 1.Зритнева Е. И. Социология семьи: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология»/ Е. И. Зритнева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -160 с.

Во-вторых, потребности делятся на материальные и духовные. Материальные возникают в сфере трудовой и повседневной деятельности человека (нужда в продуктах питания, предметах одежды, коммунальных услугах). Духовные потребности связаны с деятельностью человека в среде культуры, образования, науки, религии и т.д.

В-третьих, существует деление потребностей на первичные и вторичные. Их различие состоит в том, что первичные, в отличие от вторичных, не могут быть заменены друг на друга, т.е. мы можем вместо театра посетить кино, но если мы испытываем потребность в пище, мы не удовлетворим ее сном или одеждой. Таким образом, потребность в досуге -- вторичная, а в пище, сне и одежде -- первичные.

В-четвертых, нередко осуществляется деление всех потребностей на реальные и идеальные. Реальные потребности подразумевают под собой переживание нужды в дыхании, питании, сне, самосохранении, т.е. в том, что необходимо человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Примерами реальных потребностей могут быть нужда во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, в уважении, -- те потребности, которые связаны с существованием индивида в обществе и взаимоотношениями его с другими индивидами. Идеальные потребности -- это потребности в познании окружающего мира, нахождении своего места в нем, осознании смысла своего существования. Идеальные потребности представляют собой высшую форму нужды человека.

В-пятых, потребности бывают постоянные (жизненноважные) и временные (эпизодические). Нужду в предмете постоянных потребностей субъект испытывает на протяжении всей его жизнедеятельности, удовлетворение таких потребности один раз не приведет к исчезновению их в будущем. Примером таких потребностей может служить нужда в пище, сне, защите, общении. Временные же потребности исчезают после их удовлетворения. Так, выпускнику школы необходимо определиться с местом дальнейшей учебы, и эта потребность отпадает с поступлением выпускника в учебное заведение.

Интерес (лат. interest -- иметь значение) -- целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. 1.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 2008. - 272 с.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.д.

Некоторые авторы различия между потребностями и интересами усматривают в том, что категория потребности применима ко всему живому, а категория интереса - только к общественной жизни. В связи с этим интерес рассматривается тоже как потребность, но “особого вида социальная потребность или потребность, обусловленная социальными условиями жизни”._ 1.Зритнева Е. И.Социология семьи: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Социология»/ Е. И. Зритнева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -160 с.

Однако, представляется, что понятия “потребность” и “интерес” отождествлять не следует. Суть различий между этими понятиями, как отмечалось выше, сводится к тому, что потребность отражает нужды субъекта, а интерес - меры (способы) их удовлетворения, например, путем приобретения или сохранения за собой определенного блага.

По содержанию потребности и интересы делят прежде всего на материальные, политические и духовные. С понятием “материальные потребности и интересы” тесно связаны понятия “экономические потребности и интересы”, которое рассматривается в экономических науках, и “имущественные потребности и интересы”, используемое в правовых науках. Политические потребности и интересы лежат в сфере государственной власти, а духовные связаны с наукой, искусством, нравственностью._ 1.Клецин А.А. Социология семьи // Социология в России / Под ред.В.А.Ядова. М., 1996.

По отношению к непосредственному обеспечению воспроизводства и развития производительных сил материальные потребности и интересы, в свою очередь, подразделяются на производительные и непроизводительные (потребительские).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее