Проекция

Проекция - это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям. Этот защитный механизм является следствием работы вытеснения. Сверх-Я приходится расходовать большой объем энергии на подавление вытесненных влечений, на их удержание в структуре Оно, на исключение их из сознания. Эту большую работу по вытеснению Сверх-Я сможет сэкономить, если все свои репрессивные меры направит не на "преступные" желания своего носителя, а на желания и действия другого человека.

Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывание другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей. Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными (т.е. проектирует на них свою агрессивность), жадный - жадными, коварный - коварными, а лгуну все люди кажутся лгунами.

В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. Человек настолько вытеснил, загнал в Оно свои желания, что он не подозревает об их наличии у себя. У него их нет. Индивид чист, непорочен перед своим Сверх-Я. А вот у других они есть, у других индивид их видит, он их горячо осуждает, он негодует по поводу их наличия в другом человеке. Такова "логика" обоснования и механизм действия цензуры Сверх-Я. Причем, чем шире ареал объектов моей проекции, тем больше вероятность того, что осуждаемое качество является моим.

Именно работой проекции можно объяснить постоянную озабоченность по поводу современной "распущенности" молодежи. Пуританизм - часто осуществленное вытеснение. Но когда это - воинствующий, агрессивный и нетерпимый пуританизм, который чрезвычайно страстно и по любому поводу откликается осуждениями и руганью в адрес "распущенности" других людей, то это - работа проекции. При этом, чтобы эффект проекции был больше, пуританину свои агрессивные нападки против сексуального свободолюбия нужно подкреплять благими намерениями по поводу сохранения нравственной, физической и еще Бог знает какой чистоты общества, заботами о благе конкретного человека. Как мы видим, проекция, когда она проявляется в чрезмерной строгости осуждения и требования наказания, необходима для собственного прикрытия рационализации.

Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Старая дева с большей вероятностью будет обвинять в сексуальной распущенности женщин, а не мужчин, но с еще большим пристрастием она будет критиковать образ жизни своей соседки, которая так же одинока, как она сама.

Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может "увидеть" злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, то, что в народе называется "святая простота" - это как раз тот человек, который принципиально не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к нему, потому что сам не способен на это. Объектом проекции часто могут быть люди, у которых нет даже и намека на наличие тех пороков, в которых их обвиняют, т.е. проекция в своей направленности слепа. Это свидетельство того, что энергия вытесненного желания сохраняется, требует своей разрядки, а страх обнародования желания перед собственным Сверх-Я велик. В этом слепом страхе идет расширение поля объектов проекции, и в это поле попадают люди, которые объективно не виновны в том, в чем их обвиняют и что в них осуждают.

Патологическое развитие постоянно и много проецирующей личности закрепляется в установке, что все вокруг заражены пороком, нечестны, подлы, тщеславны, хитры, злы, прелюбодействуют, думают только о своей выгоде и т.д., и только он является исключением в этом мире зла и скверны.

В качестве иллюстрации проекции рассмотрим ситуацию из практики консультирования.

Молодая женщина (около тридцати лет) рассказывает психологу о разрыве со своим любовником. Причина разрыва - его нежелание развестись со своей женой и узаконить отношения с клиенткой психолога. Для этой женщины потрясением был тот факт, что жена его любовника отнеслась достаточно спокойно к тому известию, что муж изменяет ей с другой женщиной. На одном из сеансов консультирования сразу же после самых первых приветствий клиентка начинает с жаром рассказывать о главном событии на ее работе: она и ее сотрудники начали "спасать" своего коллегу, которого уводит из семьи другая женщина. И сейчас его друзья по работе во главе с нашей клиенткой делают все, чтобы вернуть заблудшую овцу в семью, оторвать его от этой безнравственной женщины, пользующейся всеми средствами, чтобы отнять отца у детей.

Психолог сразу же увидел, что его клиентка совершенно не видит схожесть своей ситуации с любовником с ситуацией сотрудника на работе. Если интерпретировать данную ситуацию психоаналитически, то можно сказать, что страстное участие в судьбе своего сотрудника инициировано моральным Сверх-Я клиентки, которое объектом своего порицания и осуждения избрало не желание самой клиентки увести своего любовника от законной жены, а желание той "бессовестной" женщины, которая делает то же самое, но делать это безнравственно.

Психологи выделяют такие виды проекции:

  • 1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим.
  • 2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.
  • 3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.
  • 4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

Проекция искажает познавательные процессы человека. Если человек ненавидит другого чело-века, но не хочет в этом себе признаться, то он как правило проецирует свое чувство на другого. И вместо "Я ненавижу тебя" появляется "Ты ненавидишь меня". Это другой обвиняется в ненависти ко мне, что, понятно, оправдывает мою нелюбовь к этому "человеконенавистнику". Как справедливо указывает А.А. Налчаджан, понимание механизма работы проекции позволяет понять характерное для межличностных отношений явление: любя другого, я вправе ожидать с другой стороны такого же отношения. Если я равнодушен к кому-либо, то скорее считаю, что он равнодушен ко мне. Часто свое равнодушие к другому я рационализирую наличием равнодушия этого другого ко мне [Налчаджян, 1980]. Итак, проекция - это механизм, выполняющий свою "защитную", "спасательную" функцию в том случае, когда человек близок к осознанию у себя наличия отрицательных свойств характера, аморальной мотивации, асоциальных поступков. Нелицеприятная информация грозит нарушить красивый автопортрет. И эта угроза отводится защитным механизмом, работающим по принципу: не вижу бревна в собственном глазу, а соринка в глазу другого видна очень хорошо. Но она-то и есть мое бревно.

Работа с проекцией. Попробуйте задать себе вопрос: "Что мне не нравится в людях, какие свойства, какие поступки?". Проведите инвентаризацию того, что не нравится. Попробуйте определить, что больше всего вы осуждаете в людях. Очень поможет в этом анализ содержания тем ваших разговоров с друзьями, знакомыми, с незнакомыми людьми в очередях, в переполненных трамваях и автобусах. Попробуйте определить, кто чаще всего является объектом ваших нападок, вашего злословия, кому больше всего достается от вас. В чем вы обвиняете, что вы осуждаете в человеке, объекте ваших нападений, с наибольшим пылом.

Все борцы за справедливость, как правило, абсолютно не воспринимают информацию о том, что они слишком любят покритиковать, что они слишком требовательны к людям. Задайте окружающим вас людям вопрос: "Слыву ли я среди них человеком, который любит покритиковать, негодовать в адрес конкретных людей?". Затем задайте себе вопрос: "Зачем мне нужно критиковать других, какая мне от этого выгода?". Не спешите ловиться на удочку рационализации: что вы-де не можете мириться с несправедливостью, нечестностью и т.д.; что если не вы, то кто?; что вы боретесь за чистоту нравов, за светлое будущее всего человечества и т.д. И вообще, какие от этого могут быть выгоды? Сплошные потери - расшатанное здоровье, нервы никуда не годятся, никакой социальной поддержки, все от меня шарахаются и т.д. Но вам это зачем-то же надо?! Задайте себе последний вопрос: "Что во мне присутствует, но скрыто от моего сознания, что мне страшно осудить в себе, потому что сам суд над этим уже есть признание того, что осуждаемое во мне присутствует?".

Может быть, это и жестко сказано, но вероятность того, что вы занимаетесь проецированием, велика именно в тех случаях, когда вы с маниакальным упорством обвиняете вашего ближнего в ка-ком-то грехе. Стоит призадуматься: обвиняя кого-нибудь в нечестности, не проецируете ли вы на это-го человека свою собственную нечестность или по крайней мере близкую вероятность ее проявления.

Проецирование - это, конечно, борьба, которую мы страшно любим, это борьба со своими ошибками, но это борьба на чужой территории, на чужом человеке. Она для меня алиби: мне меняться не надо. В конечном счете проекция затрудняет ваши отношения с другими людьми.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >