Нравственные основы брака и семьи

Брак -- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности [4].

Духовная и физическая близость приносит супругам радость. В Конституции записано: «Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины: супруги полностью равноправны в семейных отношениях» [14].

Семья - это особый мир, где сплелись в единое целое все стороны человеческой деятельности, отношений, мыслей, чувств близких людей. Семья - непреходящая ценность человеческого общества.

Общество выработало элементарные нормы поведения, соблюдение которых продиктовано общественной целенаправленностью. Овладение нравственностью начинается у человека с овладения им нравственных элементарных норм, основ общения, правил человеческого общежития. Хотя у каждого народа простые нормы нравственности специфичны, но в них включаются такие общие требования, как уважение человека человеком, вежливость, тактичность, внешняя опрятность, чистота, бережное отношение к результатам труда, забота о слабых, умение дорожить своим и чужим временем, уважение к старшим, честность, правдивость, непримиримость к унижению человеческого достоинства.

Образование семьи - это добровольный акт, но он накладывает на супругов ряд нравственных обязанностей. Одно из самых главных обязанностей родителей является любовь к детям, воспитание и подготовка их к счастливой, трудовой и полезной общественной деятельности. Родители несут всю ответственность перед обществом за воспитание детей, и любовь к детям должна быть требовательной, мудрой, но не слепой. Функция воспитания детей в семье успешно решается, если дети уважают родителей.

Уважение к родителям и старшим - одно из моральных требований общества. В семье должны быть сопереживание, взаимопомощь. В семье возникает целый ряд нравственных проблем, например, перекладывание функций воспитания детей, жилищные трудности, материальные трудности, проблемы отцов и детей (непонимание детей взрослыми), дефицит общения между родителями и детьми.

Для того чтобы укрепить семейные ценности необходимы сдвиги и в отношениях внутри семьи, и в политике государства, и в деятельности средств массовой информации и других структур гражданского общества, и в работе образовательных учреждений, т. е. нас с вами.

Формирование морали происходит в определенных исторических условиях и поэтому, её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип «один за всех, все за одного» - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости? [13].

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, мы знаем, что он усваивается с раннего детства в семье. Его усвоение происходит в деятельности и поступках людей, а не со слов.

Можно говорить о том, что понятие «семейный долг» намного шире, чем «супружеский долг»: к нему относится родительский долг, сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. Любовь не может существовать без долга и ответственности друг за друга. К примеру, дети - это главная нравственная ценность семьи, поэтому родительский долг заключается в ответственности за ребенка, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Дети наравне с остальными членами семьи должны принимать участие в ее жизни.

Согласно мнению Фихте единственной нравственной основой брака составляет любовь [23]. В этой связи Фихте настойчиво отстаивал равенство между мужчиной и женщиной в браке.

От духовно - нравственной атмосферы семьи во многом зависит правильный выбор спутника жизни, заключение брака и соблюдение принципов взаимоотношений между супругами. Основными факторами, определяющие крепость духовно - нравственных основ семейных отношений являются любовь между супругами, переходящая с годами в дружбу, уровень их культуры, образованность, связь с обществом, умение формировать у членов семьи здоровые потребности - общение с миром литературы и искусства, занятие спортом. Речь идет о формировании не только высоких моральных принципов в семье, иногда далеких от реальной жизни, а о самых простых нормах общечеловеческой морали, элементарных нормах человеческого общения, порядочности, совестливости, честности, доброты, вежливости, уважительности, милосердая и др. Эти элементарные нравственные нормы воспитываются в семье, они являются духовными устоями отношений в семье.

В традиционной семье роль духовно-нравственных ценностей особо велика, и она доминирует при оценке реальности, которая встает перед членами семьи. В этой системе ценностей доминирует чувство стыда и наказания не только за осуществление какого-либо неправомерного, с точки зрения традиционного общества, действия, но и даже относительно интернациональной мысли об этом. Эта культура ориентирована на соблюдение традиционных нормативов в соответствии с высокими культурными стандартами, которые могут иметь как литературное происхождение, так и религиозное.

Однако со временем ситуация меняется. Духовно-нравственные нормативы все больше ребенок получает в школе, во дворе, при общении со своими соседями, в религиозных и общественных организациях.

Во времена информационной революции ребенок уже находился под неосознанным контролем и воспитательным воздействием информационного общества, имеется в виду телевидение, видео и интернет. В 1980-е гг. ученые Запада стали оценивать телевидение как «воспитателя, не имеющего себе равных». Изменения, которые происходили в XXI веке, требуют выявления роли и особенностей телевидения в развитии духовно-нравственных ценностей. Высоконравственные ценности у учеников формируются под воздействием влияния средств массовых коммуникаций [15].

Но и в этом и в ином вариантах семья и государство также продолжают играть главную значимость в закреплении наиболее важных социальных и культурных кодов действия людей, которые могли бы содействовать не только процветанию государства и семьи, но и формированию пространства для общения и развития необходимых качеств и навыков, необходимых для ответа на реальные вызовы социума.

Таким образом, каждой семье присущ определенный уровень нравственности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью.

К таким ценностям семьи следует, прежде всего, отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат,

общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

семья брак социальный этический

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >