Коммерческая тайна

Коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

А информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе, о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.

Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые, в соответствии с законом, не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Термин «коммерческая тайна» был введен в правовой оборот законом Украины «О предприятиях в Украине». Под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение, передача, утечка которых может причинять ущерб его интересам.

Коммерческая тайна имеет следующие, присущие только ей, отличительные признаки. А именно:

  • 1) предмет коммерческой тайны;
  • 2) субъект коммерческой тайны;
  • 3) запрет разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

Предмет коммерческой тайны

Предметом коммерческой тайны являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия: производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другой деятельности. Это могут быть документы о коммерческих переговорах предприятия и методах ценообразовании, документы, связанные с маркетинговыми исследованиями рынка, информация об условиях хранения документов, т.е. сведения, обладающие коммерческой ценностью.

Термин «коммерческая тайна» часто отождествляют с термином «конфиденциальная информация».

По мнению автора, термин «конфиденциальная информация» является родовым по отношению к термину «коммерческая тайна». Особенностью сведений, составляющих коммерческую тайну, как вида конфиденциальной информации, является их коммерческий и хозяйственный характер. Другими словами, это информация, обладающая экономической ценностью, способная влиять на финансовое положение субъекта предпринимательской деятельности, размер получаемой им прибыли.

Субъекты коммерческой тайны

Субъектами коммерческой тайны являются:

  • 1) субъект предпринимательской деятельности;
  • 2) персонал, работники субъекта предпринимательской деятельности;
  • 3) служебные лица государственных организаций и органов, которые проводят проверку предприятия.

Субъектом предпринимательской деятельности - собственником сведений, составляющих коммерческую тайну, - являются как юридические лица, так и физические лица - предприниматели.

Организационная форма и форма собственности не имеют значение для отнесения субъекта права к категории предпринимателей. Главное, чтобы деятельность, осуществляемая таким лицом, была направлена на получение прибыли, носила коммерческий характер, и это было зафиксировано в учредительных документах.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок работы с ними и их защиты определяется предпринимателем самостоятельно.

Работники имеют право пользоваться сведениями, составляющими коммерческую тайну, для выполнения своих трудовых обязанностей. Степень доступа каждого из работников к такой информации определяется предпринимателем самостоятельно, а условия пользования - документами, утвержденными предпринимателем, и трудовым контрактом.

Служащие государственных организаций и органов, проводящие проверки предпринимателя, получают доступ к коммерческой тайне на основании соответствующих актов государственных органов и организации. Информацию о коммерческой тайне предпринимателя они получают в рамках административных правоотношений. Объем их доступа к такой информации ограничивается направлением проверки. За разглашение коммерческой тайны служащие государственных органов и организации несут ответственность, установленную законодательством.

Запрет разглашения сведений

Сведения, составляющие коммерческую тайну, не должны быть общедоступны в силу своей известности неограниченному кругу субъектов, или требований, или по другим основаниям. Только собственник может определить круг сведений, подлежащих разглашению, устанавливать случаи и лиц, через которых может происходить такое разглашение. Любое другое разглашение сведений не является правомерным.

Требование неразглашения коммерческой тайны имеет двойную направленность: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя направлена на работников субъекта предпринимательской деятельности, внешняя - на служебных лиц организаций и органов, которые проводят проверку предприятия.

Согласно закону, разглашение коммерческой тайны - это ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на это, с ведомостями, которые составляют коммерческую тайну.

Установлены две формы разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну: передача и утечка сведений, составляющих коммерческую тайну.

Передача сведений, составляющих коммерческую тайну, - это незаконное ознакомление третьих лиц со сведениями, отнесенными субъектом предпринимательской деятельности к коммерческой тайне, лицом, которому такие сведения известны в связи с исполнением своих трудовых обязанностей или у которого имеется доступ к ним и связи с выполнением должностных обязанностей.

Под утечкой сведений, составляющих коммерческую тайну, понимаются умышленные или неумышленные действия лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, которые способствуют ознакомлению с такими сведениями третьих лиц.

Способы разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть различными: передача информации конкурентам предпринимателя; ознакомление с коммерческой тайной служебных лиц государственных организаций и органов без надлежащих на то прав и оснований, как со стороны разгласителя, так и со стороны государственного служащего, разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, через средства массовой информации; использование в личных целях. Мотивы разглашения также могут быть различны: корысть, личные неприязненные отношения, халатное отношение к служебным обязанностям.

Требование соблюдения и неразглашения коммерческой тайны является не только правом, но и обязанностью субъекта предпринимательской деятельности.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >