Зарубежный опыт в области социальной защиты населения

Национальные системы социальной защиты формируются с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов.

Германия имеет континентальную модель социальной защиты. Эту модель также называют моделью Бисмарка. Данная модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты [7, c. 15].

Учреждения социального страхования функционируют по принципу самоуправления, согласно которому они наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. В то же время государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Следует понимать, что социальная помощь - это не пожизненное пособие, а временная материальная поддержка человека, оказавшегося в трудной ситуации. Такая поддержка осуществляется за счёт работающих людей налогоплательщиков. Поэтому получатель социальной помощи имеет не только права, на него возложены и обязанности. Социальная помощь не предоставляется тому, кто может помочь себе самостоятельно или получает необходимую помощь от родственников. Социальная помощь - это средство обеспечения человеку необходимого прожиточного минимума. Поэтому такая помощь не может выплачиваться вместо пенсии, пособия по безработице, а может только дополнять данные выплаты, если они не достигают минимума. Вид, форма и размер социальной помощи определяются в зависимости от особенностей конкретного случая, в первую очередь от личности получателя, вида его потребностей и региональных условий. В Германии социальная помощь, необходимая для прожиточного минимума выплачивается путём безналичного расчёта, т.е. на банковский счёт получателя перечисляется определенная сумма. В отдельных случаях помощь может выплачиваться частями, например, каждую неделю. Так делают, если получатель помощи не в силах разумно распоряжаться денежными средствами по каким-либо причинам (алкоголизм, наркомания, неумение вести хозяйство). Ведомство социального обеспечения может переводить часть денег непосредственно кредитору получателя социальной помощи (например, хозяину квартиры, предприятию по электро- или теплоснабжению).

Решение о форме и размере социальной помощи принимается по усмотрению ведомства социального обеспечения. Выплата социальной помощи начинается с того момента, когда этому ведомству станет известно о выполнении предпосылок для её предоставления. Для получения социальной помощи необходимо подать соответствующее заявление, т.к. выплаты начинаются именно с этого момента. Предоставление социальной помощи задним числом исключено. Ведомство социального обеспечения не покрывает старых долгов получателя, а лишь обеспечивает его необходимыми средствами на существование в настоящем и будущем [7, c. 16].

Швеция в проведении социальной защиты населения выбирает отличные от Германии подходы для обеспечения этой защиты. Для этой страны характерна скандинавская модель социальной защиты. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния [8, c. 259-261].

Финансирование системы социальной защиты, относящейся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее время наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Основополагающим принципом шведской социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских "социальных экономик", в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью [7, c. 21].

Что касается России, то согласно Конституции РФ страну можно также включить в ряд так называемых «социальных государств», которые проводят политику в области социальной защиты населения. Как и в других странах, она основывается на указанных выше принципах. Модель социальной защиты населения в России имеет следующие черты: социальная поддержка осуществляется из государственных бюджетных и внебюджетных фондов путем солидарного распределения финансовых ресурсов, поступающих в виде налоговых, неналоговых и иных отчислений, однако такое распределение имеет адресный характер [9].

Социальное страхование основывается на уплате взносов во внебюджетные фонды социального страхования. К таким фондам относят Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации [10, c. 57].

Видами социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии в Федеральным законом № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении [11].

Согласно государственной программе «Развитие пенсионной системы» реализуется развитие добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Социальная обеспечение и помощь государства имеет адресный характер и направлена на поддержку отдельных категорий граждан, поддержку семьи, развитие эффективной системы социального обслуживания.

Материальная поддержка женщин, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием включает:

пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [12].

К иным выплатам относятся ежемесячные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий, реабилитированным лицам. Проводятся меры, содействующие росту заработной платы, повышению уровня пенсионного обеспечения населения, а также направленные на социальную защиту инвалидов, ветеранов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций [13].

Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Также организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на региональном и местном уровнях. Передача части полномочий по осуществлению социальной защиты населения на нижние уровни управления в значительной степени способствует повышению эффективности и качества результатов деятельности органов государственной власти по данному вопросу [9].

Таким образом, каждая страна имеет свою систему социальной защиты населения, обусловленную историческими, социально-культурными и иными предпосылками развития. Для Германии большое значение имеет социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В Швеции действует универсальная система социальной защиты, которая охватывает все слои населения. Социальная защита населения в России осуществляется на федеральном и местном уровнях за счет средств бюджетов и имеет адресный характер.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >