Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Логика arrow История развития логики

Введение

Логика - это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика является одной из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но всегда вынуждены следовать им.

Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике, являются своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального оттенка, и они должны быть схвачены разумом. Многие положения, гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются, как скажем, описания раннего утра или картинки из жизни народов. Чтобы уяснить тот или иной логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным при первом чтении, нужно прочесть дважды и лишь, потом продвигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное удовлетворение от познания.

Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи:

  • - изучить историю появления логики;
  • - рассмотреть индуктивную, дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. логика индуктивный дедуктивный диалектический

История возникновения логики

В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее учредителем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 до н.э.).. В своих логических трудах, известных под названием «Органон» (с греч. «орудие, инструмент»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: личность, противоречия и исключенного третьего, описал важные логические операции, разработал теорию понятия и суждения, тщательно исследовал дедуктивные (силлогистические) выводы. Учение Аристотеля о силлогизме легло в основу одного из направлений современной математической логики - логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля была логика древних стоиков (Зенон, Хрисипп и т.д.), описание в дополнение к аристотелевской теории силлогизма комплексного мышления. Логика стоиков - основана на других областях математической логики - логики высказывания.

Среди других античных мыслителей, которые разработали и комментировали логику Аристотеля, следует назвать Галена, чьим именем называется 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного тем, что он разработал визуальную схему, показывающую взаимосвязь между понятиями подчинения («дерево Порфирия»); Боэций, разработки которого служили в течение длительного времени и были в качестве основных логических пособий.[1]

Логика разрабатывалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, адаптируя ее для оправдания религиозной догмы.

Значительны успехи логической науки и в современную эпоху. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике витую средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Этот метод должен быть индукцией, принципы которой изложены в его эссе «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка индуктивного метода - огромное достижение Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод дедукции; в действительности, эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные позже английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806-1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля легли в основу комплексной дисциплины, которая в течение длительного времени была элементом европейской системы образования и является основой логики образования в настоящее время.

Эта логика называется формальной, потому что она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной или логикой Аристотеля.

Дальнейшее развитие логики связанно с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Декарт, Лейбниц, Кант и др.

Французский философ Декарт (1569-1650) подверг критике средневековую схоластику, он разработал идею дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, содержащиеся в книге «Правил для руководства ума». В 1662 году в Париже вышла книга «Логика или художественное мышление», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, также известная как «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю развития логики.

Основной вклад в изучение логических задач внес немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), который сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая была разработана только в XIX-XX вв; немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), и многие другие западноевропейские философы и ученые.

Существенные достижения в развитии логики русских философов и ученых. Большое количество оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711- 1765), А. Н. Радищев (1749-1802), Н. Чернышевский (1828- L889). Известны своими инновационными идеями в теории рассуждений российские логики М. И. Карийский (1840-1917) и Л. В. Рутковский (1859-1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин (1870-1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко использоваться, разработанные в математике методы расчета. Эта тенденция развита в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных методов рассуждений расчета с использованием формального языка называется математической или символической логикой.

Символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество секций, или, как их обычно называют, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется развитию многозначной логики, которая в дополнение к традиционной логике, принятой в двух значениях истинности - «правда» и «ложь» - может быть много значений истинности. Таким образом, в развитой польским логиком Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение - «возможно» («нейтрально»). Он также построил систему модальной логики со значениями, «может», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырехзначную и бесконечнозначную логику.

Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия -- от 0 до 1; временная логика и многие другие.

Особое значение для юриспруденции имеет раздел модальной логики, называемой деонтическая логика, которая изучает структуру языковых требований, т.е. высказываний со значением «должен», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Тем не менее, символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может заменить последнюю. Эти две области, два шага в развитии формальной логики.

Особенностью формальной логики является то, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их внешнего вида, изменения и развития. Этот аспект изучения диалектической логики мышления впервые представлен на валовой основе в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770-1831), и пересмотренный с материалистической позиции в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы человеческого мышления и методологических принципов и требований, которые формируются на их основе. К ним относится объективный и всеобъемлющий обзор предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект -- человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.[2]

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее