Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Социальная защита детей-инвалидов и их семей (на примере ОГУ "Острогожский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних")

Динамика и причины роста детской инвалидности

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть из них составляют дети-инвалиды. И хотя дети-инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, существует принципиальное различие между этими двумя категориями детей. Согласно Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации, лицо с ограниченными возможностями имеет временные или приобретенные (не врожденные) ограничения жизнедеятельности. Под ограничениями жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самоообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Понятие "дети-инвалиды" является юридическим термином, используемым для категории детей, находящихся под социальной защитой государства.

Согласно российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Инвалидность в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

Хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями». Избегают так же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика, заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями». В белорусской дефектологии та же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.

До 1979 года юридически термин "ребенок-инвалид" не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета не производилось и наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».

Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.

Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.

В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.

С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти. Если в 1985 году такие пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, а в1990 году - 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году - 345 тыс., в 1994 году - 399 тыс.. в 1995 году - 454 тыс., в 1996 году - 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).

По состоянию на 1996 год, помимо 514 тыс. детей, проживающих в семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 159 домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах-интернатах для детей с физическими недостатками, принадлежавших системе Минсоцзащиты России.

Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России.

Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов - в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов - в детских домах системы Минобразования России.

После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек. Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей- инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.

С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.

Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек - в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.

Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

В 1946 государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии в 2005/2006 учебном году обучалось 236 тыс. детей. Еще 189 тыс. детей обучалось в общеобразовательных учебных заведениях в классах для детей с отклонениями в развитии.

В прошедшем учебном году в России было 1956 специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучалось 282,5 тысячи детей. Располагаются они по территории страны неравномерно, а полный набор - из восьми видов - есть только в 20 субъектах Федерации

Детей с отклонениями в развитии у нас около 1 миллиона 600 тысяч. Не все имеют статус инвалидов детства. К этой категории не относятся дети с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития, речевой патологией, слабо слышащие, слабо видящие. Считается, что у нас в стране 5% детей появляются на свет с пороками развития или наследственными заболеваниями - это достаточно высокая цифра. В Федеральной программе "Дети России" отмечено, что только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми.

Исследование возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 - 14 лет (47%); на втором месте - дети 5 - 9 лет (29%); на третьем - дети в возрасте 0 - 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10%. Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.

Особенностью современной патологии детей является учащение перехода острых форм болезней в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии. И, как результат этого, чаще возникают выраженные нарушения в их состоянии здоровья, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, характерных для детского возраста. А в ближайшие годы прогнозируется и рост уровня тяжело протекающей, инвалидизирующей патологии.

Нередко хроническая болезнь приводит к инвалидности из-за недостаточной профилактической работы со здоровым ребёнком, оздоровительной и реабилитационной - с детьми, страдающими хронической патологией. Не уделяется должного внимания восстановительному лечению детей с сформировавшейся инвалидностью, но обладающих высоким реабилитационным потенциалом, что снижает возможности их социально-психологической адаптации; практически отсутствует система реабилитационной помощи детям с тяжёлой хронической патологией, в том числе с тяжело протекающими соматическими болезнями .

Инвалидность следует рассматривать как оценочный параметр тяжести клинического течения болезни. Но поводом для определения инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.

Исследования заболеваемости женщин, проведенные в последние годы (с 1980 г. по настоящее время), показали, что уровень заболеваемости у женщин выше, чем у мужчин. Если уровень заболеваемости по обращаемости у женщин, по данным различных авторов, колеблется от 1200 до 1500 на 1000 женщин, то у мужчин он не превышает 1000-1300 на 1000 мужчин.

Один из серьезнейших факторов неблагополучия в состоянии здоровья детей - ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста. Многие беременные страдают хроническими заболеваниями. Сформировался замкнутый круг: больная мать - больной ребенок - больной подросток - больная мать или отец.

В структуре причин детской инвалидности ведущую роль стабильно играют патологические состояния перинатального периода и врожденные пороки развития.

С целью выявления врожденной и наследственной патологии у плода проводится повсеместное пренатальное (дородовое) обследование всех беременных женщин в женских консультациях. Этот комплекс мероприятий называется пренатальным скринингом. Беременная проходит его в несколько этапов, состоящих из ультразвуковых обследований (ультразвуковой скрининг) и сдачи крови из вены для исследования биохимических маркеров (биохимический скрининг) в строго определенные сроки.

Скрининг беременных проводится как правило в два этапа - в 1-м триместре (с 10-й по 13-ю неделю) и во 2-м (с16-й по 20-ю неделю).

Основная цель обоих этих скринингов - выявить группу риска, а точнее, сделать расчет для каждой беременной женщины, чтобы выявить персональный риск по рождению ребенка с определенной группой наследственных заболеваний. Это так называемые хромосомные болезни, причина которых - в изменении числа или строения хромосом.

Что касается скрининга второго триместра, то у нас он существует уже 20 лет. Скрининг первого триместра больше молодой, но и более информативный. Москве и Московской области начал внедряться с середины 2005 года.

В настоящее время развивается сеть перинатальных центров (в настоящее время, их насчитывается более 60).

Эта сеть создается преимущественно в городах и мало доступна жителям села. Она ориентирована главным образом на реанимацию и интенсивную терапию новорожденных, что, конечно, очень важно, но недостаточно с позиций превентивной медицины. Превентивная перинатология еще не сформировалась как научно-практическое направление.

В то же время, подавляющее большинство заболеваний в раннем неонатальном периоде и многие болезни в грудном и даже в более старшем возрасте представляют собой пролонгированную патологию эмбриона и плода, что требует значительного усиления профилактической ориентации акушеров на рождение здорового ребенка, введения современных программ контроля за течением беременности. Предупреждение подавляющего большинства угрожающих жизни патологических состояний и заболеваний новорожденных должно начинаться во внутриутробном периоде развития. Пока же в центре внимания акушеров находится состояние и здоровье беременной женщины, а не исход беременности. Педиатры, как правило, мало знакомы с современными программами превентивного обследования беременных.

В последние годы наиболее существенные негативные тенденции в состоянии здоровья детей включают:

  • - прогрессирующий рост распространенности хронических форм соматической патологии у детей;
  • - повышение частоты и распространенности нервно-психических болезней у детей;
  • - повышение частоты врожденных пороков. В ряде регионов врожденные пороки вышли на первое место в структуре причин неонатальной и младенческой смертности;
  • - возрождение старых инфекций (туберкулез, сифилис) и распространение новых (ВИЧ-инфекция);
  • - нарастание частоты и распространенности экологически детерминированных синдромов и заболеваний (синдрома экологической дезадаптации, синдромов химической и радиационной гиперчувствительности, проявлений экогенной интоксикации, хронических заболеваний полигенной природы);
  • - рост распространенности наркоманий среди школьников;
  • - повышение числа детей-инвалидов в стране.

Главной особенностью современной патологии детского возраста является рост распространенности хронических соматических и нервно-психических болезней.

К сожалению, статистические данные о распространенности хронических форм патологии у детей не отличаются достаточной точностью или вообще не анализируются. Не всегда эти данные выделены среди отдельных классов заболеваний. Поэтому, например, в рубрике «Болезни органов пищеварения» оказываются учтенными и кариес зубов, и кишечные инфекции, и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

В последние годы возросла заболеваемость детей психопатиями и реактивными психозами. Несмотря на крайнюю актуальность и высочайшую общественную значимость охраны нервно-психического здоровья детей, она отнесена к разряду второстепенных задач, между тем, даже в развитых странах мира распространенность заболеваний нервно-психической сферы среди детей и подростков достигает 10%.

Энцефалопатии и «минимальные мозговые дисфункции», причиной которых служат ишемически-гипоксические поражения мозга плода и новорожденного, продолжают занимать ведущее место среди болезней нервно-психической сферы. Важное место принадлежит умственной отсталости. Частота глубокой задержки нервно-психического развития составляет 2-3 промилле, но данных о среднетяжелых и легких формах этих состояний нет.

У подростков отмечен прирост показателей заболеваемости анемией, болезнями эндокринной системы, новообразованиями, хотя не регистрируется существенного повышения частоты злокачественных опухолей (кроме рака щитовидной железы).

В то же время некоторые показатели заболеваемости детей требуют уточнений.

Во всем мире отмечено прогрессирующее нарастание распространенности болезней аллергической природы, но по приводимым в литературе сведениям в России она ниже, чем в США и странах Западной Европы. Так, распространенность бронхиальной астмы в этих странах превышает 3%, в России - 0,3% (десятикратная разница). Трудно объяснить этот парадокс.

Распространенность детской инвалидности в 1990 г. составляла 43 на 10 000 детей, в 1997 г. она увеличилась практически в 4 раза: до 160 . В 2006 году численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии, составила 205 на 10000 детского населения. Однако и этот показатель ниже, чем в странах Запада. Дети-инвалиды составляют 2% всего детского населения России, в то же время в Великобритании - 2,6%, в США - 4%.

У значительного числа детей в России инвалидность остается не зарегистрированной.

К сожалению, статистические данные о распространенности хронических форм патологии у детей не отличаются достаточной точностью или вообще не анализируются. Не всегда эти данные выделены среди отдельных классов заболеваний.

Не менее расплывчаты сведения о том, сколько здоровых детей в российской популяции. В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Подавляющее число таких людей состоят на учете в органах социальной защиты. В широком смысле в контингент инвалидов входят также лица, попадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ.

Самым уязвимым звеном российской статистики остается тот факт, что она фиксирует численность инвалидов как получателей социальных льгот, а не как лиц, имеющих физические недостатки. Данные Пенсионного Фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, однако же, не все родители регистрируют детей-инвалидов. В России статистика инвалидности основана на подсчете выплачиваемых пенсий по инвалидности, а единая надведомственная система регистрации и учета инвалидности отсутствует.

В ряде причин роста детской инвалидности следует выделить влияние бурного развития цивилизации на здоровье населения.

Существует теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации. Это одна из самых распространенных теорий медицины, здравоохранения и народонаселения. Теория представляет собой ответ на вопрос о причинах и резких изменений общественного здоровья, особенно сокращение его потенциала и возникновения массовой патологии.

Самый общий ответ на этот вопрос - бурное развитие современной цивилизации с ее негативными явлениями - урбанизацией, индустриализацией, технизацией, загрязнением окружающей среды, психоэмоциональным напряжением, словом, резким изменением условий и образа жизни людей, к которым они не успевают приспособиться за короткий исторический срок. Наступает и углубляется дезадаптация, вызванная социальными, психологическими, технологическими факторами, т.е. социальная дезадаптация, и вследствие этого различные функциональные, психосоматические и даже органические расстройства здоровья, заболевания. Поскольку остановить развитие современной технической, «технотронной» цивилизации, радикально преобразовать ее во влияющую только позитивно на здоровье невозможно, неизбежно наступают истощение потенциала здоровья общества, массовая невротизация, деградация. Именно так представили эту концепцию еще в середине 50-х годов французские медики Э.Гюан и А.Дюссер в книге «Болезни нашего общества». Они утверждали, что современное - цивилизация вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспособился, - возникает дисгармония ритмов природной жизни человека и ритмов, создаваемых новым образом жизни цивилизованного общества. В результате создается основа общих механизмов заболеваний вследствие дезадаптации или, как ее называли авторы концепций, социальной инадаптации. Они намечают даже стадии этого процесса: тревоги, общей невротизации, заболеваний - деградации человечества.

В теории «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации есть рациональное зерно, заключающееся в идее несоответствия биологических, природных и социальных ритмов, потенциальной возможности регулировать развитие цивилизации, научно-технический прогресс с целью профилактики неблагоприятных воздействий на здоровье человека.

Таким образом, основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются патологические состояния перинатального периода и врожденные пороки развития, рост заболеваемости женщин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, неправильное питание, т.е. множество проблем, которые связаны с низким уровнем качества жизни.

В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей - инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная, своевременная помощь специалистов. Большее внимание следует уделять ранней диагностике и началу реабилитации / абилитации. Эта проблема особенно остро стоит у нас, где слабость диагностической базы и поздняя выявляемость нарушений приводят к росту числа патологий с возрастом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее