Теоретические основы анализа и планирования денежного потока организации

Основные понятия денежного потока предприятия

Денежный поток может быть представлен как целостная система взаимосвязанных элементов, которые при правильной организации ведут компанию к эффективной хозяйственной работе. Поток финансовых средств является широким понятием и включает в себя несколько подвидов.

Исторически многие экономисты уделяли повышенное внимание управлению денежными средствами. Например, А. Смит выделял ценность денежных потоков, Дж. М. Кейнс писал о временных разрывах между оттоком и притоком денежных средств, а Дж. С. Милль поднимал вопрос об острой необходимости управлять денежными потоками и накапливать резервы.

На сегодняшний день в экономической литературе можно встретиться как с разновидностями денежного потока, так и с разными подходами к его изучению. Первый метод представляет денежные потоки как разность между вырученными денежными средствами и выплаченными компанией за некий период времени. Сторонниками данной теории выступают М.И. Черутова, М.Г. Лапуста, А.Н. Азрилиян. Следующий подход отражает денежный поток как совокупность оттоков и притоков, относящуюся к определенному периоду времени. Данный метод поддерживался такими экономистами как Е.М. Сорокина, А.А. Володин, В.В. Бочаров. Последний метод раскрывает денежный поток как общность притоков и оттоков финансовых средств, распределенных между временными интервалами. Р.Г. Попова, И.А. Бланк, Е.М. Григорьева поддерживают существование данного направления. Третий метод выделяется как наиболее достоверно отражающий сущность денежного потока, так как уделяет внимание такому важному свойству как временной интервал.

Для анализа денежных потоков компании необходимо обладать теоретическими знаниями о сущности характеристик этого процесса (рис. 1).

Кроме того денежный поток предприятия показывает внутренние и внешние денежные отношения. Например, внешние отношения - это денежные взаимные отношения с разно уровневыми бюджетами и внебюджетными фондами; с участниками финансового и товарного рынков; с производственными и хозяйствующими субъектами и т.д. Примерами внутренних взаимоотношений являются соответственно денежные отношения внутри предприятия (между структурными подразделениями, между учредителями, между головными и дочерними точками).

Следующая характеристика денежного потока выражается во временной оценке: настоящий поток оценивается в текущий момент времени, в то время как будущий приводится в соответствующий вид с настоящим путем дисконтирования.

Для понимания и дальнейшего анализа движения денежных средств предприятия необходимо рассмотреть формирование поступления и выбытия финансовых средств по трём видам деятельности компании: операционной, финансовой и инвестиционной деятельности (рис. 2).

Операционная деятельность подразумевает под собой виды деятельности компании, которые являются основными источниками дохода от реализации и производства товара и услуг. Примеры данной деятельности: приходы денежных средств за проданную продукцию или услуги; дебиторская задолженность; авансы за товар; выплаты работникам, поставщикам, налоговые выплаты и т.д.

Инвестиционная деятельность несет в себе движение денежных средств для инвестирования (прибыль, долгосрочные кредиты, амортизация и т.д.).

Финансовая деятельность включает в себя финансовые вложения в выплату дивидендов, возмещение процентов по ценным бумагам, реинвестирование доходов, а притоками являются средства от продажи облигаций, акций и т.д.

Существует несколько принципов, обеспечивающих эффективную работу с денежными потоками компании:

  • 1. Общность с единой системой управления. Управление денежными потоками является частью общего механизма функционального менеджмента, соответственно, возникает необходимость общей интегрированности.
  • 2. Комплексная система решений. Направленность всех управленческих решений на достижение общего результата компании.
  • 3. Динамика в управлении. Управленческие решения должны быстро ориентироваться на изменения окружающей среды, внешних факторов и других внешних и внутренних параметров.
  • 4. Альтернативность подходов в подготовке управленческих решений.
  • 5. Ориентированность на развитие. Решения должны быть актуальными и эффективными не только на текущий период, но и ориентированными на стратегическое развитие компании.

Деятельность компании, построенная и развивающаяся с учетом выше перечисленных факторов, позволяет предприятию эффективно и динамично продвигаться и достигать высокие итоговые результаты.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >