ВВЕДЕНИЕ

В первое десятилетие XXI века значение информации многократно возросло, информация приобрела огромную ценность не только с точки зрения государственной тайны, но и в коммерческом плане. Сокращение времени на проектирование, жесткая конкуренция на рынке IT технологий, многократное увеличение продукции на рынке телекоммуникационных систем и устройств увеличило риск выпуска «неконкурентной» продукции.

Решению этой проблемы экономистами уделяется огромное значение. Предложено большое количество методик и разработок для расчета стоимостных показателей информационной безопасности. При этом, в описаниях угроз ИБ и программных средствах их оценки, широко представленных на рынке зарубежными и отечественными разработчиками, используются классификации и алгоритмы, имеющие, как правило, отраслевой или законодательный "крен" и напрасно не отражающие специфику угроз верхнего уровня ИБ.

Целью данной курсовой работы является изучение экономики информационной безопасности предприятия.

Задачи курсовой работы:

  • - определение степени значимости (секретности) той или иной информации, исходя из требований законодательных документов и/или решений руководства фирмы;
  • - установление соответственно определенных весов тем или иным угрозам.

Экономические проблемы информационных ресурсов и защиты информации

Рынок информации

Информация как товар содержит собственную специфику, отличающую ее от иных товаров:

  • а) она считается одновременно и предметом труда и средством труда, что объединяет ее с этим моментом производства, как земля. Однако она отличается от последней тем, что не обладает природными качествами;
  • б) принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширенной трактовкой информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих для всех вышеперечисленных средства производства;
  • в) товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществе;
  • г) информация является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает ее от знания, которое не имеет персонифицированного собственника;
  • д) обладает относительной ценностью. Информация ради информации ценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информации;
  • е) обладает ценностью не только для отдельного потребителя, но и свойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческого общества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщности связано с эквивалентностью в обмене. Информация же таким свойством обладает в сфере потребления, а отсюда вытекает следующее свойство;
  • ж) обладает свойством многократного использования. В отличие от других факторов производства, которые также могут использоваться многократно, информация не теряет своих потребительских свойств. Больше того, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведет к их физическому потреблению и увеличению энтропии в природе, то использование целесообразной информации дает совершенно противоположный эффект, способствует умножению и накоплению научных знаний, повышению степени организованности окружающей среды и общественных систем, уменьшению энтропии;
  • з) с точки зрения интересов фирмы информация является носителем знания о внутренней и внешней среде фирмы, о самой фирме и о ее продуктах труда, превращая внутреннюю и внешнюю среду фирмы в «информационное пространство»;
  • и) с точки зрения интересов человеческого общества в целом, информация является инструментом интеллектуализации окружающей человека среды, превращая эту среду в «инфосферу»;
  • к) выступает как кодифицируемое, или как оформленное знание, поскольку процесс его передачи требует специфической, удобной для приобретения и использования.

В силу этого информация дополнительно обладает воспроизводственными особенностями:

  • а) в производстве продукции, услуги - защищена от копирования и выступает в различных формах интеллектуальной собственности;
  • б) в распределении продукции - незащищена и легко может быть скопирована;
  • в) в обмене - информация сама имеет товарную форму, ценность которой определяется не столько затратами, сколько предпочтениями;
  • г) в потреблении продуктов и услуг является товаром-спутником, а в ее

собственном потреблении зависит от способности пользователя распорядиться информацией с максимальным эффектом. Как отмечалось в работах зарубежных экспертов 2-3% мирового населения - это граждане супер-индустриального общества. Их специфическое отличие в том, что они уже включились в новый ускоренный темп жизни. Они живут «быстрее», чем окружающие.

Однако нарастающий темп жизни вступает в определенное противоречие со способностью человека к адаптации. Не каждому дано использовать в полной мере все возможности информационных потоков. Носителем закодированной информации могут быть:

  • - вещество в любой опредмеченной форме;
  • - энергия;
  • - процесс;
  • - явление.

Самая большая проблема, стоящая перед экономической наукой - квантифицировать влияние информации на финансовую жизнь и высказать данный наиважнейший момент в денежных категориях. И нет ни 1-го метода производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Отсюда ученые данного вопроса делают вывод, собственно, что инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, считаются в то же время овеществленной информацией.

Так как информация является самым главным и важным фактором производства, в соответствии с этим она переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара, то есть имеет в ее структуре конкретный вес. Наиболее совокупным определением стоимости на сегодняшний день считается объединение полезности и издержек производства товара, как равноправных, и независимых сил.

Произвести информацию это означает понести конкретные издержки на ее добычу, то есть понести затраты на восприятие качеств тех процессов, которые касаются отношений между людьми по поводу более действенного распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения большего круга бескрайних потребностей. Вне зависимости от того, воспринял экономический субъект информацию, или же нет - она объективно существует. Вследствие этого сущность процесса производства информации заключается в том, чтобы извлечь из этой объективно существующей «информационной массы» конкретные ее «части», с помощью их восприятия. Как раз затраты на аналогичные вычленение и составляют стоимость информации, если ее рассматривать с позиций издержек производства.

Информация, как один элемент структуры стоимости самой информации, измеряется теми же факторами - трудовыми расходами человека и информацией, а в результате их денежным выражением. Человек попросту не воспримет информацию, не владея другой, важной для ее восприятия информацией - более низкого значения. Таким образом, мы дойдем до такого значения информации, воспринимая которую человек не затрачивает труд - это, к примеру, простая информация об окружающем нас мире, которую человек получает невольно при помощи собственных органов чувств. То есть, здесь уже идет речь о получении экономической информации человеком, а не о ее производстве. А, обрабатывая эту простую информацию при помощи собственных интеллектуальных возможностей, человек воплощает уже в производство информации высочайшего значения, вовлекая в качестве ресурсов труд и информацию.

В соответствии с международным стандартом по информационной безопасности ISO 27001iso17799 стоимость информационного ресурса определяет его собственник. Информация это не материальный объект, который возможно объективно измерить, это скорее свойство материи. Она, в отличие от данных, зависит не от носителя, а от метода обработки информации и всегда хранится в закодированном виде.

Де-юре, стоимость информации не определена ни в одном российском законе. Стоимость государственной информации определяется косвенным путем присвоением грифа секретности для информации различного значения. По степени секретности возможно косвенным образом догадываться о ее стоимости. О реальной стоимости данной грифованой информации мы узнаем редко, только тогда, когда некий шпион передает информацию зарубежной разведке. За это время мы с удивлением узнаем, что информация, переданная шпионами, практически бесценна для государства и может составлять многие миллионы долларов.

Но никаким официальным документом стоимость информации до кражи не определяется. Во время войн, кризисных обстановок цена информации быстро растет, и многие разведчики буквально охотятся в том числе и за незначительной информацией, но которая может принести огромные преимущества в решении конфликта.

Рассмотрим, что же такое есть цена информации? Так как мы уже обращали внимание на то, что информация все более и более становится товаром, все чаще появляется необходимость ее оценки не только с точки зрения количества и качества, но и с точки зрения ее денежного эквивалента.

Информация и знания рассматриваются сейчас как интеллектуальный капитал, новое богатство организации. При энтропическом подходе каждая корпорация имеет свою обобщенную модель делового мира, основанную на информации, которой она обладает - это влияет на доходы и расходы организации. Модель помогает выявить те места и потенциальные возможности, такие как характеристики, которые влияют на качество продукции и на требования покупателя. Как только информация становится более точной, способность компании конкурировать на рынке возрастает.

То есть, информация для компании - это явный актив, достояние, значение. Информация компании в таком случае, как и для любой компании, это имущество, поэтому оно должно иметь денежное измерение, есть и способы измерения:

  • - упрощенный подход к измерению цены информации. В случае свободного рынка истинная цена информации - та, за которую ее рынок покупает;
  • - измерение цены информации ценой эквивалентного экономического показателя. То есть, всегда существует промежуток, зазор между построенными принципами и реальностью.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >