Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Медиаобразы олигархов

Медиобразы олигархов в «Независимой газете» в предвыборной кампании 1996 года

«Независимая газета» - это общественно-политическое издание, которое позиционирует своей целевой аудиторией мужчин старше 45 лет со средним и высоким доходом. В 1996 году газета принадлежала Б. Березовскому - банкиру, владельцу «ЛогоВаза», основателю ОРТ. Исходя из внутренней политики газеты, ориентированной на переизбрание Б. Ельцина на пост президента Российской Федерации, и особенностей бизнес-структуры, автор исследования предполагает, что медиаобраз олигархов становился все более положительным от статьи к статье во время предвыборной кампании. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) это предположение автор провел подробный анализ предвыборных публикаций.

Выборка работы состоит из шести статей, в которых семантическая лексема «письмо тринадцати» получила наибольшее упоминание. Исследование медиаобраза будет проводиться с помощью количественного контент-анализа и анализа контента. Анализ контента был применен для исследования заголовков, лида, жанра, авторских комментариев. Контент-анализ способствовал выявлению преобладающих семантических единиц, что помогало автору выявить контекст сконструированной медиа реальности.

Предвыборный медиаобраз олигархов начал формироваться 27 апреля 1996 года, когда «Независимая газета» опубликовала обращение крупнейших банкиров «Выйти из тупика» (подробнее - ниже). Именно с этого момента президент (и кандидат в президенты) Б. Ельцин сделал ставку не на свой штаб, а на представителей крупного бизнеса как новых союзников. «Письмо 13» - по сути - ознаменовало перелом избирательной кампании. Именно с этого момента в ходе гонки начинает целенаправленно формироваться «предвыборный» медиаобраз представителя крупного бизнеса.

Обращение предпринимателей «Выйти из тупика» было опубликовано в «Независимой газете» на первой полосе без сокращений и авторских комментариев, что предполагает солидаризацию журналистов с позицией крупнейших банкиров. Обращение разделено на восемь пунктов, которые впоследствии стали называться «восемь апрельских тезисов». Олигархи репрезентуют себя как ответственную силу, которая призывает прекратить политическое противостояние ради достижения компромисса и установления предвыборного мира - по сути - достижимого только с переизбранием Б. Ельцина на пост президента Российской Федерации.

В том же номере газеты был опубликован комментарий М. Шакиной «Бизнесмены выходят из-за кулис». С помощью анализа контента можно сделать вывод, что медиаобраз олигархов - это «антитретья сила», которая совершила интеллектуальный прорыв, призвав Г. Зюганова и Б. Ельцина к поиску компромисса. Однако инициативу олигархов автор комментария детерминирует как эмоциональную, непродуманную и циничную. Контент-анализ комментария выявляет, что преобладающими словоупотреблениями были «общество»-3 вхождения, «инициатива»-3 вхож., «слабость»-2 вхож.. Следовательно, медиаобраз олигархов основан на такой черте, как слабость. Олигархи определяются как грозная для действующих политических лиц сила, что находит отображение в заголовке статьи. Таким образом, отклик на письмо тринадцати сформировал отрицательный медиаобраз олигархов.

22 мая «Независимая газета» опубликовала список «50-ти наиболее влиятельных предпринимателей». Первые места занимали банкиры, принимающие участие в президентской гонке: Р. Вяхирев, Б. Березовский, В. Алекперов, М. Ходорковский В. Гусинский, В. Потанин, А. Смоленский. Данная тенденция, по мнению журналистов газеты, говорит о возрастающей роли влияния предпринимателей на политику. Таким образом, медиобраз олигархов из отрицательного преобразовывается в положительный. Анализ контента выделил новые черты медиаобраза - это влиятельность и успешность.

Данные черты усиливаются в статье «Кусочек власти при олигархическом капитализме», находящейся на полосе с вышеуказанным материалом. Результаты контент-анализа приводят автора к выводу, что в России в 1996 году сформировался олигархический тип власти, в котором за власть борются как политики, так и крупные предприниматели. Газета иллюстрирует контекст истории борьбы двух обозначенных сил за власть и влияние. Россия, по мнению журналистов, характеризуется отсутствием правового поля, поэтому олигархи, приближаясь к вершинам власти, стремятся обрести правовые гарантии от правового произвола. Согласно результату контент-анализа, преобладающие семантические слова - это «государство» - 6 вхож., «политика» - 5 вхож., «успех» - 4 вхож., «гарантии» -2 вхож. Следовательно, новые черты медиаобраза - это целенаправленная, успешная, амбициозная, властная и влиятельная сила.

В медиа тексте авторы, Т. Кошкарева и Р. Нарзикулов, создают бинарную оппозицию «семь крупнейших банкиров - все остальные», акцентируя внимание читателей на разрыве между первыми участники рейтинга (Б. Березовский, М. Ходорковский, В. Гусинский, В. Потанин, А. Смоленский) и последними. Подобная тенденция объясняется близостью крупнейших банкиров к власти. Так, медиаобраз олигархов дополняется такой чертой, как недоступность и отдаленность от других предпринимателей.

Положительный медиаобраз олигархов закрепился в статье В. Третьякова «Предвыборные интриги и демократия», опубликованной 24 мая 1996 года. Автор статьи детерминирует обращение тринадцати как феномен, который ознаменовал новый качественный виток предвыборной борьбы в верхних этажах России. По мнению В. Третьякова, обращение обнаружило глубокую конфрантационность двух тактик и двух стратегий борьбы - банкиров и группы А. Коржакова - за победу Б. Ельцина. Однако общество не поверило подписантам, заподозрив их в корысти, неблагородстве, коллаборационизме с коммунистами. Описывая причины негативной реакции людей на письмо тринадцати, автор репрезентует общественный медиаобраз подписантов - циничных, подлых, нелояльных власти, нечестных, корыстных банкиров.

Однако В. Третьяков отвергает подобный медиаобраз, называя предпринимателей отчаянными лириками, романтиками исторического романса. Контент-анализ показывает, что банкиры хотят создать «политическую архитектуру компромисса», направленного на поддержку Б. Ельцина и предвыборного мира. Так, семантическая лексема «Ельцин» получила 34 вхож., Г. Зюганов - 14 вхож.. Следовательно, медиаобраз олигархов формируется такими чертами, как искренность, правдивость, храбрость, дипломатичность, миролюбивость, нужность обществу, неравнодушие к истории страны.

Таким образом, автор конструирует бинарную оппозицию «банкиры-реципиенты». Анализируя несколько линий раскола (внутри банкиров, внутри элиты, внутри общества), автор приходит к выводу, что критика банкиров создала «позитивную тенденцию» - политика стала публичной и обозримой для общества: «До этого заявления общество воспринимало предпринимателей в лучшем случае как приводные ремни любой власти, а в худшем - как кулаков-мироедов. А теперь оно увидело предпринимателей - диссидентов в лучшем смысле последнего слова». С помощью анализа контента можно сделать вывод, что медиаобраз олигарха дополняется такими качествами, как политическая гибкость и ум.

Суммируя вышесказанное, автор приходит к выводу, что медиаобраз олигархов в статье «Предвыборные интриги и демократия» рисуется как экстраординарная сила, которая осмелилась пойти на риск и противостоять Г. Зюганову и А. Коржакову с целью обеспечить победу Б. Ельцина на выборах.

29 мая «Независимая газета» опубликовала заметку Т. Кокшаревой «Группа 13-ти» пошла в народ», которая расширила положительный медиаобраз олигархов. «Крупный бизнес действительно превратился в активного участника предвыборной кампании», - считает автор медиа текста, описывая встречу олигархов с представителями интеллигенции. С помощью контент-анализа автор пришел к выводу, что медиаобраз детерминируется такими чертами, как инициативность, активность, целеустремленность, воля к победе.

Вывод: Проведя количественный и качественный контент-анализ и анализ контента выборки, автор подтвердил обозначенную гипотезу. Начав с отрицательного отклика на «письмо 13-ти» медиаобраз олигархов быстро и резко трансформировался в положительный. Олигархи предстают как влиятельные, успешные, неравнодушные, патриотичные люди.

Примечательно, что «Независимая газета» в 1996 году опубликовала список наиболее влиятельных людей, в число которых вошли подписанты обращения 13-ти. В медиа текстах появлялись бинарные оппозиции «крупнейшие предприниматели - остальные предприниматели». Так, «Независимая газета» нарисовала существенную дистанцию между банкирами, находящимися в кругах власти, и другими предпринимателями.

Анализ выборки показал, что «Независимая газета» была единственной из трех исследуемых газет, которая транслировала новости о встречах олигархов с кандидатами на пост президента и обществом. Будучи СМИ, принадлежавшем Б. Березовскому, мы предполагаем, что журналисты имели самый близкий доступ к информации и, поддерживая саморепрезентацию олигархов в письме 13-ти, лоббировали интересы собственника (переизбрание Б. Ельцина) в медиа текстах.

Суммируя результаты контент-анализа статей, можно сделать вывод, что наиболее часто упоминаемые слова - это «инициатива», «политика», «бизнес», «успех». Данная тенденция характеризует контекст предвыборной кампании: в 1996 году журналисты «Независимой газеты» формировали образ успешных и влиятельных олигархов.

Медиаобраз олигарха формировался на личных мнениях (В. Третьяков), личными наблюдениями (встреча олигархов с интеллигенцией), социологические данные (рейтинг влиятельных людей). Язык как фактор формирования медиаобраза можно детерминировать как нейтральный.

Таким образом, исследуя медиа тексты, автор смог проследить развитие медиаобраза от критического до крайне положительного.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее