Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Медиаобразы олигархов

Медиаобразы в развитии

Медиаобразы в системе массовой коммуникации

Средства массовой информаций ставят своей целью не только освещение событий и создание новостей, но и конструирование реальности. «Средство коммуникации есть сообщение» - тезис, выдвинутый М. МаклюэномМаклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 103 с. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf (дата обращения: 18.05.16), который стал аксиомой для ученых, посвящающих себя изучению СМИ. Пресса, согласно М. Маклюэну, представляет собой ежедневное воздействие и ежедневную фикцию, которая сделана из всего, что есть в обществе. «Благодаря мозаичным образам, она превращается в образ или срез общества», - пишет М. Маклюен в главе «Пресса». Механизм функционирования СМИ предполагает, по мнению Т. Добролюбской, интерпретацию реальности, оценку, комментарий, способствующие созданию определенного идеологического фона. Пресса, будучи элементом в цепи коммуникации, транслирует сообщения посредством медиаобразов.

Прежде чем говорить о конструировании медиаобраза в цепи СМК (средств массовой коммуникации), необходимо привести терминологическое значение.

Дефинициям медиаобраза посвящено ряд статей, в частности О. Русаковой, Е. Богдана, А. Всеволодовой. Ученые рассматривают медиаобраз как особой образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустриейБогдан Е.Н. Медиаобраз россии как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. - с. 122-127 . В узком смысле Т. Галинская определяет медиаобраз как «фрагменты реальности, описанные в текстах журналистов, отражающие их мировоззрение, политическое мировоззрение, психологические качества», в широком - «образ реальности, конструированный во всех текстах, созданных в медиа пространстве»Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. -2013. - №11. - с 91-94. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (дата обращения: 18.05.2016).. Похожей дифиницией пользуется И. Балалуева. В узком смысле медиаобраз - это фрагментарная модель реальности, создаваемая в текстах профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, психологические качества, политические предпочтения, ценностные ориентации. В широком смысле медиаобраз - это реальность, сконструированная СМИ в качестве определенной модели, которая выступает посредником между субъектом и объектом информационного каналаБалалуева И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в современном обществе // Трибуна молодого ученого.- 2014. - №4. - с. 86-91.

Конструированию медиареальности посвящена теория Г. ЛассуэллаКоммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL:http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B7_01 (дата обращения: 23.05.16). Коммуникационная формула, получившая название социолингвистическая модель коммуникации, выявила путь прохождения информации от СМИ к индивиду и обратно. Описать процесс коммуникации можно с помощью вопросов: а) кто сообщает? (отправитель), б) что именно? (сообщение), в) по каким каналам?, г) кому? (получатель), д) с каким эффектом? (ответная реакция). В результате процесс коммуникации по Г. Лассуэллу - это замкнутая система взаимосвязанных компонентов, каждый из которых оставляет след в производимом ею продукте и вступает в сложные отношения с другими компонентами цепи. В структуре Г. Ласуэлла выделяются разделы исследования коммуникации: (найти ссылку)

  • 1) Анализ управления процессами массовой коммуникации. При ответе на вопрос, кто является отправителем, рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации.
  • 2) Анализ содержания сообщения.
  • 3) Анализ средств и каналов, по которым передается сообщение.
  • 4) Анализ аудитории. К решению этой задачи СМИ привлекаются социологические службы.
  • 5) Анализ эффекта. Исследуется удача или поражение коммуникационного акта.

Модель Г. Ласуэлла была модернистической для своего времени, так как ввела в процесс СМК изучение эффекта, которое СМИ производит на реципиента. Однако содержание эффекта нуждалось в глубоком анализе. В 1980-ых годах С. Холлом была создана теория, основанная на базовых принципах структурализма семиотики. Сообщение в системе СМК конструируется из знаков, которые имеют явные или подразумеваемые смыслы по задумке коммуникатора - кодировщика. Суть семиотики заключается в том, что разнообразие смыслов зависит от природы языка и культуры, в рамках которой находятся кодировщик и декодировщик. Функция семиотики заключается в анализе знаков, прочно внедренных в текст. С. Холл принимает главное утверждение семиотики с оговорками: коммуникаторы кодируют текст с идеологическими целями, для чего манипулируют языком и медиа, и, кроме того, декодировщики (получатели) не обязаны декодировать сообщения в таком виде, в котором они были отправлены, но способны сопротивляться идеологическому влиянию. Первая стадия прохождения сообщения (медиаобраза) к реципиенту: медиаобраз формируется медиаинститутом, который задает смысловые рамки, конформные по отношению к власти. Процесс декодировки, по С. Холлу, может проходить тремя способами Коммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL:http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B7_01 (дата вхождения: 23.05.16):

  • - Реципиент принимает медиаобраз, что свидетельствует о коммуникативной удаче.
  • - Реципиент, опираясь на оппозиционный взгляд, отрицает медиаобраз, что свидетельствует о коммуникативной неудаче.
  • - Реципиент принимает образ частично, но отрицает другую часть.

Главный вклад С. Холла заключается в том, что он открыл многовариантность процесса декодировки сообщения.

Все предыдущие теории характеризуют реципиента как объект воздействия СМИ, однако современные теории дискурса относят реципиента к равноправному субъекту коммуникации. Согласно Д. Фиске Коммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL:http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B7_01 (дата вхождения: 23.05.16), медиа тексты - это смысловые конструкции, которые комбинируют закодированный текст со смыслами, которые детерминированы реципиентами. Д. Фиске ввел понятие дискурс - это язык или система репрезентации, «которая развилась в ходе социальных процессов и которая создает и поддерживает набор смыслов относительно чего-либо». Анализ множественности смыслов (полисемия) необходим как для описания СМИ, так и реципиента. Смысл (медиаобраз), по мысли Д. Фиске, расположен между двумя дискурсами (СМИ и реципиента). Автором отмечена важность полисемии: чем более открытое СМИ к мнениям различных групп, чем тщательнее и объективнее оно передает информацию, тем меньше образ содержит «предпочтительные» смыслы, тем больше смыслов может быть сконструировано на основе образа.

Искажение медиаобраза может произойти на каждом элементе цепи коммуникации:

  • 1) Во время кодировки медиаобраза журналист может внести «предпочтительные» знаки в образ. Причина может состоять в политической ситуации в стране, в политике издания, в политических предпочтениях журналиста. «Несознательные» знаки могут быть внесены по причине неосознанной субъективности, личных особенностей, психологических особенностей, непроверенной информации.
  • 2) Во время транслирования образа по информационному каналу СМК образ может исказиться из-за технических неполадок.
  • 3) Во время декодирования медиаобраз сталкивается с дискурсом реципиента. Если дискурс отправителя расходится с дискурсом реципиента, то медиаобраз будет понят искаженно.

Исследования Г. Ласуэлла, С. Холла и Д. Фиске показали, что медиаобраз основан на системе знаков. Как сообщение в системе СМК он проходит этап кодировки, отправки по информационному каналу и декодировки реципиентом. Причем стоит отметить, что существует множество способов декодировки образа, что связано с особенностями дискурса реципиента, основанного на личном опыте, предпочтениях и ценностях.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее