Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Медиаобразы олигархов

Введение

Понятие «олигархия» возникло в российском медиа дискурсе в 90-ых годах неслучайно. Конец XX века стал временем разрушения целых систем - политики, экономики, бытовых отношений, нравственных ценностей: старая система ушла, а новая еще не сформировалась. Именно в этот момент в истории страны выделился новый слой крупнейших предпринимателей и банкиров, которых стали называть олигархами.

Олигархи стали третьей политической силой страны во время предвыборной кампании 1996 года, когда тринадцать крупнейших предпринимателей объединились в Давосе для переизбрания Б. Ельцина на пост президента перед лицом коммунистической угрозы. Олигархи спонсировали избирательную кампанию Б. Ельцина, вели пропагандистскую работу через СМИ, предоставляли человеческие кадры и связи избирательному штабу. Добившись победы Б. Ельцина, в качестве благодарности они получили должностные посты. Так, олигархи стали одними из самых влиятельных людей в стране, получив возможность лоббировать свои интересы через президента, Государственную Думу, Администрацию президента, СМИ.

С возросшей политической ролью олигархов пыталось бороться правительство «младореформаторов» в лице А. Чубайса и Б. Немцова, однако реформаторы потерпели неудачу, и следующим политиком, который стал резко ограничивать сферы влияния олигархов, стал В. Путин. Президент, строя новую вертикаль власти, проводил политику отстранения бизнеса от власти. В результате большая часть олигархов 90-ых встроилась в новую вертикаль, другая - вынуждена была эмигрировать.

В 2012 году впервые за десятилетие правления В. Путина олигарх принял участие в политике: М. Прохоров баллотировался на пост президента страны, став соперником на выборах премьер-министру В. Путину. Однако выборы показали, что приход В. Путина к власти привел к трансформации олигархов в плутократов и силогархов.

Актуальность исследования заключается в том, что в 2018 году пройдут выборы на пост президента Российской Федерации. В качестве кандидата может выступить олигарх 90-ых или «нулевых» годов. Значимость исследования подтверждается также развитием на момент исследования кейса М. Прохорова. олигархия медиаобраз коммуникация

Шведский экономист А. Ослунд характеризует проблему олигархии как одну из самых существенных для посткоммунистических государств. Он говорит о том, что феномен олигархии должен изучаться как социальный феномен вне нравственных критериев и оценокОслунд А. Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США // Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал". 2005. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/1/2005_1_4.html (дата обращения: 23.05.16). Главнейшую роль олигархов в формировании политического ландшафта и влияния на институты власти подчеркивает и В. СечинскиСечински В. Кому принадлежит Россия // Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал". 2008. URL: http://magazines.russ.ru/zz/2008/14/se13.html (дата обращения: 23.05.16).

Востребованность исследования иллюстрируется опросом, проведенным «Левада-Центром». Четверть респондентов думает, что власть и крупный бизнес «срослись» сегодня в такой же мере, как и в девяностые годы. Две четверти опрошенных людей полагает, что связи между властью и крупным бизнесом во втором десятилетии двадцать первого века более тесные и глубокие, чем десятилетием ранееОбщественное мнение - 2015. М.: Левада-Центр, 2016. - 308 с. URL: http://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2016/02/OM20151.pdf (дата обращения: 23.05.16).

Все это доказывает актуальность избранной для исследования темы, ее весомость не только для анализа 90-х, но и для осмысления политического ландшафта начала 21 века.

В. Дукельский и Т. Юренева отмечают тенденцию, согласно которой образ олигархов обрастает политическими мифами.Дукельский Д., Юренева Т. К истории образа врага в новой России. 2006. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2006/17/du23.html (дата обращения: 23.05.16) Н. Сиривли считает, что сегодня образ олигархов стал полем битвы мифов, где один миф («Сволочи, распродали и разворовали Россию») вытесняется другим мифом («В этой стране можно преодолеть вековую зависимость от государства и сделаться богатым, оставаясь при этом человеком»)Сиривли Н. Строитель мельниц // Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал". 2003. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/1/kino.html (дата обращения: 23.05.16).

Главную проблему исследования можно сформулировать с помощью вопроса: меняются ли под воздействием политической конъюнктуры медиаобразы олигархов в российских СМИ.

Выбор эмпирической базы также не случаен. «Независимая газета», газеты «Известия» и «Коммерсант» входят в десять самых цитируемых газет, по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия». Кроме того, данные газеты входят в список самых рейтинговых газетных изданийИнформационная аналитическая система Медиалогия. 2016. URL: http://www.mlg.ru/ratings/ (дата обращения: 23.05.16).

Для того чтобы охарактеризовать степени разработанности темы, нами было выделено несколько групп научных источников.

Первая группа посвящена дефинициям «олигарх» и «олигархия»:

АристотельАристотель. Афинская полития. / пер. и прим. С.И. Радцига // Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. С. 5--131. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1443001000 (дата обращения: 18.05.16) , М. ВеберВебер М. Политика как призвание и профессия. URL: http://kant.narod.ru/weber.htm (дата обращения: 18.05.16), М. ГолдманGoldman M.I. Petrostate: Putin, power and the new Russia // Oxford University Press. 2008. URL: http://willzuzak.ca/cl/putin/Goldman2008PetrostatePutinPower.pdf (дата обращения: 18.05.16), А. ОслундОслунд А. Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США // Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал". 2005. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/1/2005_1_4.html (дата обращения: 23.05.16), Э. ХейвудХейвуд Э. Политология. 2005. URL: http://finances.social/politologiya_730/slovar-politicheskih-terminov.html (дата обращения: 18.05.16).

Вторая группа включает работы по исследованию роли олигархов в предвыборных кампаниях 1996 и 2012 годов:

А. БезбородовИстория России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник А. Б. Безбородов, Н.В. Елисеева и др.; отв. ред. А. Безбородов. - М.: Проспект, 2016. - 448 с., Ю. БатуринБатурин Ю., Ильин А., Кадацкий В., Костиков В., Краснов М., Лившиц А., Никифоров К., Пихоя Л., Сатаров Г. Эпоха Ельцина. М.: Вагриус, 2001. - 554 с., Б. ЕльцинЕльцин Б. Президентский марафон. - М.: ООО "Издательство АСТ". 2000. URL: http://lib.ru/MEMUARY/ELCIN/marafon.txt (дата обращения: 23.05.16), М. ЗезинаЗезина М.Р., Малышева О.Г., Малхозова Ф.В., Пихоя Р.Г. Человек перемен Исследование политической биографии Б.Н.Ельцина. - М.: Новый хронограф,2011.-361с., М. ЗыгарьЗыгарь М. Вся кремлевская рать: Краткая история современной России / Михаил Зыгарь. - М.: Интеллектуальная литература, 2016. - 408 с. , Т. КолтонКолтон Т. Ельцин / пер. с англ. Е. Перова. - М.:КоЛибри, 2013. - , Д. ХоффманХоффман Д. Олигархи / Дэвид Хоффман ; пер. с англ. С. Шульженко. - М.: КоЛибри, 2007. - 624с..

Третью группу составили работы по исследованию медиаобразов:

И. БалалуеваБалалуева И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в современном обществе // Трибуна молодого ученого.- 2014. - №4. - с. 86-91 , Е. БогданБогдан Е.Н. Медиаобраз россии как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. - с. 122-127 , Т. ГалинскаяГалинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. -2013. - №11. - с 91-94. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (дата обращения: 18.05.16) , Т. ДобросклонскаяDobrosklonskaya T.G. Media linquistics: theory and methods of studying language in the media. межд.науч.журнал. 2014.URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1419031673_9233.pdf (дата обращения: 18.05.15), М. Маклюэн Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 103 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf (дата обращения: 18.05.16), Е. Шестопал Шестопал Е.Б. Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ». 2002. с. 10-38.

URL: ttp://www.vixri.ru/d/Shestopal%20E.B.%20_Psixologija%20vosprijatija%20vlasti.pdf (дата обращения: 24.04.16).

Объектом исследования выступают медиаобразы олигархов в «Независимой газете», газете «Коммерсант», газете «Известия» в период предвыборных кампаний Б. Ельцина 1996 и В. Путина 2012 года.

Предмет - сходства и различия медиаобразов олигархов в «Независимой газете», газете «Коммерсант», газете «Известия» в период предвыборных кампаний Б. Ельцина 1996 года и В. Путина 2012 года.

Цель - выявить сходства и различия медиаобразов олигархов в «Независимой газете», газете «Известия», газете «Коммерсант».

В соответствии с поставленной целью задачи данного исследования определяются следующим образом:

  • - исследовать понятие «олигарх» в российской политологии и журналистике.
  • - описать общественно-исторический контекст возникновения понятия «олигархия» в новейшей истории России.
  • - определить роль олигархов в избирательной кампании 1996 года;
  • - определить роль олигархов в избирательной кампании 2012 года;
  • - рассмотреть основные понятия и направления изучения медиаобразов;
  • - провести анализ медиаобразов олигархов в газете «Коммерсант»;
  • - провести анализ медиаобразов олигархов в газете «Известия»
  • - провести анализ медиаобразов олигархов в «Независимой газете»;
  • - выявить сходства и различия медиаобразов олигархов в газете «Коммерсант», «Независимой газете», газете «Известия».

Методы исследования:

Эмпирический метод

Теоретический метод

Цель

-

Сравнительный анализ

Задача 1

-

Системный анализ

Задача 2

Работа с документами

Исторический анализ

Задача 3

Работа с документами

Биографический анализ, исторический анализ

Задача 4

Работа с документами

Биографический анализ, исторический анализ

Задача 5

-

Системный анализ

Задача 6

Работа с документами

Количественный и качественный контент-анализ

Задача 7

Работа с документами

Количественный и качественный контент-анализ

Задача 8

Работа с документами

Количественный и качественный контент-анализ

Задача 9

Работа с документами

Сравнительный анализ

Гипотеза исследования: медиаобразы олигархов широко используются российскими СМИ в период президентских избирательных кампаний, при этом сами медиаобразы подвергаются модификациям в зависимости от характера самой кампании (политической платформы лидера гонки, его ближайших политических союзников, его оппонентов, главных лозунгов кампании) и роли в ней СМИ.

Хронологические и географические рамки: Выбор данных хронологических рамок (1995-1996 гг и 2011-2012 гг) определяется тем, что именно в это время проходили предвыборные кампании Б. Ельцина и В. Путина. При этом и для Ельцина, и для Путина - эти кампании не были первыми, тое сть они входили в них с «президентским» бэкграундом. Географические рамки ограничиваются Россией, так как исследовательская работа анализирует роль олигархов в избирательных кампаниях, проходящих в российском государстве.

Эмпирическую базу исследования составили материалы в «Независимой газете», газетах «Коммерсант» и «Известия» в период избирательных кампаний 1996 и 2012 годов. Выбор данных газет определяется тем, что журналисты газет широко освещали и анализировали избирательные кампании 1996 и 2012 годов в целом и участие в них олигархов.

Новизна данного исследования заключается в попытке проанализировать процесс модификации медиаобразов олигархов в разных избирательных циклах новейшей российской истории, чего до сих пор исследователи российских СМИ не делали.

Практическая значимость обусловлена возможностью применения полученных результатов при разработке пиар-технологий новых избирательных кампаний. Также эта работа может быть полезна для самих журналистов, изучающих медиаобразы.

Структура работы. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список и приложения

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее