Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Роль живых организмов в формировании биосферы

Масштабы загрязнения окружающей природной среды

По масштабу загрязнения делятся на:

  • · Локальные загрязнения охватывают небольшие территории, обычно вокруг предприятия, населенного пункта и т. п.
  • · Региональные загрязнения выявляются в пределах значительных пространств.
  • · Глобальные загрязнения обнаруживаются в любой точке планеты и далеко от их источника, охватывают большие пространства с угрозой для жизнедеятельности большого количества людей и организмов.

Источники загрязнения окружающей природной среды

Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений:

  • – теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ;
  • – металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы.

Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Увеличивается доля сельского хозяйства в загрязнении окружающей среды. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое - увеличение строительства крупных животноводческих комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов и их утилизации, и второе - увеличение применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности. биосфера растительный кормовой угодие

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, включая Мировой океан, почвы. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн угарного газа, окислов азота, серы и других вредных веществ. И только 10 % этого количества поглощается растениями. Окись серы (сернистый газ) - основной загрязнитель, источником которого являются тепловые электростанции, котельные, металлургические заводы.

Концентрация двуокиси серы в окислах азота, порождает кислотные дожди, которые уничтожают урожай, растительность, вредно сказываются на состоянии рыбных запасов. Наряду с сернистым газом отрицательное воздействие на состояние атмосферы оказывает углекислый газ, который образуется в результате горения. Его источники - тепловые электростанции, металлургические заводы, транспорт. За все предшествующие годы доля углекислого газа в атмосфере увеличилась на 20 % и продолжает увеличиваться на 0,2 % в год. При сохранении таких темпов прироста к 2000 году в атмосфере доля углекислоты возрастет на 30-40 %.

Во всех экономически развитых странах мира автомобильный транспорт по объему перевозок занимает ведущее место, в большинстве стран он также лидирует и по транспортной работе. Автомобильный парк мира непрерывно увеличивается и превысил 400 млн. ед. Однако при таком значительном увеличении масштабов и росте темпов автомобилизации возникает ряд серьезных проблем, связанных с вредными для окружающей среды и общества последствиями, которые сопровождают этот процесс.

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду сопровождается не только потреблением природных ресурсов, но и загрязнением окружающей среды. С экологических позиций загрязнение среды обитания представляет комплекс помех в экологических системах. Если уровень помех превышает возможность организма к адаптации, то это приводит к его гибели или угнетению. Возникновение помех в экологических системах может быть связано с внесением различных отходов (ингредиентное загрязнение), непроизводительными потерями энергии (параметрическое загрязнение), необратимыми изменениями естественных экологических систем (экологическое загрязнение).

Объектами ингредиентного загрязнения являются атмосфера, гидросфера и литосфера, т. е. важнейшие компоненты, составляющие среду обитания человека. Человек разомкнул круговорот веществ в природе и создал искусственные линейные цепи событий.

Одну из таких цепей легко проследить на примере использования топлива на автомобильном транспорте. Нефть добывают из недр земли, перерабатывают в топливо, которое сжигают в цилиндрах двигателя. При этом образуются отходы (отработавшие газы), загрязняющие атмосферный воздух, воду и почву. Таких цепей при эксплуатации автомобилей множество. Среди ингредиентов загрязнения присутствуют сотни веществ и химических соединений, нередко очень опасных для живых организмов, в твердом, жидком и газообразном состоянии. Наиболее массовые из них - токсичные и нетоксичные компоненты отработавших газов (ОГ), нефтепродукты, пыль, содержащая органические и неорганические вещества, хлориды, отходы при производстве и эксплуатации автомобилей. При этом вредное воздействие увеличивается с ростом объема движения, вредные компоненты постоянно накапливаются в окружающей среде.

При сгорании топлива в цилиндрах двигателя только часть химической энергии переходит в полезную механическую работу. Остальная энергия теряется. У лучших образцов автомобильных двигателей эти потери составляют более 55%. Часть передаваемой от двигателя к ведущим колесам энергии затрачивается на преодоление потерь в трансмиссии и сопротивления движению. Основная доля неиспользованной энергии переходит в тепло, остальная - в другие виды параметрического загрязнения.

Развитие автомобилизации ведет к значительному преобразованию естественных экологических систем. При широком использовании автомобилей все возрастающее число людей получают доступ к ранее закрытым для них природным комплексам, нагрузка на которые нередко превышает их рекреационные способности. В результате нарушаются привычные связи в экологических системах, сокращается количество мест, пригодных для обитания животных, снижается продуктивность системы. Опасность и степень воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду различны для городов и загородных территорий.

В городах это воздействие в наибольшей степени проявляется в следующем:

  • – повышенный расход топлива автомобилями;
  • – потребность в значительных площадях внутри городской застройки;
  • – загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами ОГ;
  • – загрязнение городских водоемов; все виды параметрического загрязнения.

На загородных территориях это:

  • – потребность в значительных площадях для строительства автомобильных дорог и других сооружений;
  • – загрязнение поверхностных слоев почвы; загрязнение водоемов и грунтовых вод;
  • – нарушение экологического равновесия в зоне строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Как в городских, так и в загородных условиях обществу наносится ущерб, связанный с негативными социально-экономическими последствиями развитой автомобилизации.

В целом современные города характеризуются более высоким воздействием автомобильного транспорта на окружающую среду, соответственно и большей опасностью для населения.

Неблагоприятное положение усугубляется также тем, что загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом практически невозможно локализовать, его воздействию население города подвергается даже в зоне жилой застройки.

Таблица 1 - Основные загрязнители окружающей среды

Виды загрязнителей

Основные источники загрязнения

Возможное влияние на состояние атмосферы, на экосистемы, организмы

1

2

3

Оксид серы (IV), сернистый газ, SO2

Сжигание топлива, металлургия

Изменение климата, образование «кислотных осадков», обострение респираторных заболеваний у человека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструкций

Взвешенные частицы, содержащие тяжелые металлы

Разработка полезных ископаемых, вспашка почвы, металлургия

Изменения климата, состояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания

Озон, О3

Фотохимические реакции в атмосфере

Изменение климата, негативное влияние на здоровье человека

Оксиды азота, NOx

Сжигание топлива, транспорт, азотсодержащие минеральные удобрения, авиация

Изменение климата, состояние озонового слоя, образование «кислотных осадков». Увеличение концентрации нитратов (нитритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, создание смога и др.

Диоксид углерода (IV), углекислый газ, СО2

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, «парниковый эффект»

Ртуть, Hg

Разработка ртутьсодер-жащих руд, производство хлора, соды, ряда пестицидов, свалки

Накопление в организмах по пищевым цепям

Свинец, Pb

Транспорт,

металлургия

Накопление в организмах по пищевым цепям

Кадмий, Cd; цинк, Zn;медь, Cu и др. тяжелые металлы

Химическая промышленность, металлургия

Гибель обитателей водоемов за счет накопления по пищевым цепям и др.

Оксид углерода (II), угарный газ, СО

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, нарушение теплового баланса верхней атмосферы

Асбест

Строительные материалы

Влияние на здоровье человека

Нефть

Нефтехимическая промышленность

Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой, гибель водных организмов

Полициклические углеводороды (бензопирен)

Химическая промышленность, сжигание топлива, транспорт, курение

Изменение климата, состояния озонового слоя, негативное влияние на здоровье человека

Фосфаты

Химическая промышленность, производство фосфорных удобрений

Экологическое состояние рек, озер

Пестициды

Химическая промышленность, производство пестицидов

Накопление в организмах по пищевым цепям

Фторхлорпроизводные углеводородов (фреоны)

Холодильная промышленность, производство аэрозольных упаковок

Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата

Радиация

Естественные (в основ-ном, радоновый слой) и искусственные источники (медицинское обслуживание, испытание ядерного оружия, АЭС)

Злокачественные новообразования и генетические изменения (мутации)

Диоксины - сверхтоксичные соединения

Сгорание топлива, сжигание мусора, работа муфельных печей, плавление металлов, работа автомобильных двигателей на этилированном бензине; фенолсодержащие стоки предприятий металлургической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, обеззараживание хлором воды, содержащей фенолы или их предшественники - присутствующие в природных водах лигнины, гуминовые и фульвокислоты; пыль, уносимая ветром с бесхозных свалок токсичных отходов.

Спектр физиологического действия чрезвычайно широк: понижают эффективность функционирования иммунной системы; вызывают злокачественные образования (соединению 2, 3, 7, 8-ТХДД присвоен высший класс канцерогенной опасности - I группа), поражают эндокринные железы, угнетают де-ятельность щитовидной железы и повышают риск возникновения диабета; вызывают такие кожные заболевания как гиперпигментация, гипертрихоз (избыточный рост волос); приводят к врожденным дефектам, неврологическим патологиям, нарушают обмен веществ в организме, повышают риск возникновения сердечно-сосуди-стых заболеваний. Диоксины из организма практически не выводятся, а аккумулируются в жировой ткани. По-види-мому, единственно безопасным уровнем содержания диоксинов в окружающей среде является их отсутствие.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее