Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории

Методическая разработка внеурочного занятия с использованием фильма «Возвращение Мартена Герра»

Под внеурочной деятельностью следует понимать совокупность всех видов деятельности, осуществляемых формах, отличных от классно-урочных, и направленных на решение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий в соответствии с основной образовательной программой Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. - Москва..

Основной целью внеурочной деятельности является достижение личностных и метапредметных результатов, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил Там же..

В соответствии с законодательством Российской Федерации, внеурочная деятельность является обязательной и неотъемлемой частью образовательной деятельности, она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564. - Москва.. Формы организации внеучебной деятельности определяет школа, учитывая интересы учащихся и их родителей или законных представителей.

Внеурочная деятельность, как и другая, реализуется на основе программы, которая базируется на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. - Москва..

По требованиям федерального государственного стандарта программа курсов внеурочной деятельности должны содержать Там же.:

  • 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
  • 2. общую характеристику курса внеурочной деятельности;
  • 3. личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • 4. содержание курса внеурочной деятельности;
  • 5. тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • 6. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности определяются образовательным учреждением. В целом, можно выделить три формы работы:

  • 1. Массовая форма (исторические вечера, лекции и беседы, экскурсии, олимпиады и конференции, викторины и конкурсы, КВН, неделя истории);
  • 2. Групповая форма (кружки, общества и клубы, выпуск газет и журналов, лектории и факультативы);
  • 3. Индивидуальная форма (подготовка докладов и лекций, посещение архива или музея, написание рефератов, создание проектов).

В данном исследовании предлагается разработка внеурочного занятия, относящегося к групповой форме организации, и проводимого в рамках кружка, посвященного рассмотрению новых подходов к изучению истории. Возможно проведение занятия, как отдельного внеурочного мероприятия, направленного на углубление знаний по культуре раннего Нового времени (в данном случае культура понимается в широком смысле слова).

Актуальность данного занятия заключается в том, что он, во-первых, направлен на поддержание и усиление интереса обучающихся к истории и образовательному процессу в целом; во-вторых, способствует включению учащихся как активных субъектов в образовательный процесс; в-третьих, отвечает требованиям ФГОС по формированию в процессе обучения всесторонне развитой личности.

Целевой группой являются обучающиеся 10-х - 11-х классов, имеющие интерес к углублению знаний по истории исторической науки, повседневной жизни средневекового западноевропейского крестьянина.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: мультимедиа, фрагменты фильма «Возвращение Мартена Герра» (1982 г.) (реж. Д. Винь)

Цель занятия: углубление знаний о средневековой Европе.

Задачи:

  • 1. развитие умения работать с таким историческим источником, как художественный фильм, анализировать его;
  • 2. формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • 3. развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в ходе дискуссии;
  • 4. формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
  • 5. развитие эстетического сознания через знакомство с кинематографом.

Занятие рассчитано на два академических часа с перерывом на 10 минут, то есть два урока по 40 минут.

Ход занятия:

№ п/п

Этап

Время

1.

Организационный момент, вступительное слово учителя.

На данном этапе учитель проводит актуализацию знаний по новым подходам к изучению истории. Представляет Н. З. Дэвис как одну из представительниц данных подходов, дает краткую историческую справку о фильме.

5 мин.

2.

Просмотр первого фрагмента фильма.

25 мин.

3.

Обсуждение проблемы в форме дискуссии.

10 мин.

Перерыв - 10 мин.

4.

Просмотр второго фрагмента фильма.

25 мин.

5.

Обсуждение проблемы в форме дискуссии.

10 мин.

6.

Подведение итогов.

5 мин.

Содержание фрагментов фильма:

Время

Содержание

Проблема / проблемный вопрос

00.00 - 24.39

Свадьба Мартена и Бертранды. Первые трудности брака. Пропажа зерна и неожиданный уход Мартена. Возвращение «Мартена Герра», праздник по этому поводу.

Периодически повествование переносится вперед, на допрос Бертранды Жаном де Кора.

Почему все жители деревни, в том числе родственники, приняли «Мартена»?

00.00 - 25.05

Семья Герров и жители Артига едут на судебное заседание в Рио. Допрос свидетелей. Мартена оправдывают. Предательство Пьера Герра. Суд в парламенте Тулузы. Появление настоящего Мартена Герра и казнь Арно дю Тиля.

Проблема установления / идентификации личности

Задания по фрагментам фильма и предполагаемые ответы обучающихся:

Фрагмент

Содержание задания

Примерные ответы

1.

Как вы считаете, почему Мартен покинул родную деревню, бросив семью, жену и маленького сына?

Что, как вам кажется, подвигло Арно дю Тиля принять на себя чужую личность?

Почему, по вашему мнению, жители деревни с легкостью признали нового Мартена?

Что вы думаете о позиции Бертранды? Действительно ли она не увидела обмана? Почему она приняла нового Мартена?

2.

Используя информацию, представленную в фильме, и привлекая свои знания, подумайте, с какими трудностями сталкивался судья в Средневековье, раннем Новом времени?

  • · отсутствие документов, удостоверяющих личность;
  • · портреты - большая редкость;
  • · нет возможности записать голос;
  • · отпечатки пальцев не снимались;
  • · записи о рождении сохранялись редко.

Как эти трудности преодолевали?

  • · положиться на память людей, но память подводит;
  • · опознание и очные ставки;
  • · особые приметы, но проблема памяти;
  • · сходство с членами семьи, но встречаются люди со схожей внешностью;
  • · сравнить почерк (но! Писать умели немногие + нужен образец)

Итог

В фильме показано много особенностей повседневной жизни крестьянина. Какие особенности, традиции вы можете выделить?

  • · заключение выгодных браков;
  • · заключение брачного контракта с учетом внесенного имущества;
  • · кошачьи концерты;
  • · совместный труд;
  • · одежда, питание;
  • · окружающая обстановка (грязь, животные на улицах, нечистоты выливают из окна)

Арно дю Тиль обвинил Мартена в случившейся ситуации. Согласны ли вы с этим?

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее