Методическая разработка внеурочного занятия с использованием фильма «Возвращение Мартена Герра»

Под внеурочной деятельностью следует понимать совокупность всех видов деятельности, осуществляемых формах, отличных от классно-урочных, и направленных на решение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий в соответствии с основной образовательной программой Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. - Москва..

Основной целью внеурочной деятельности является достижение личностных и метапредметных результатов, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил Там же..

В соответствии с законодательством Российской Федерации, внеурочная деятельность является обязательной и неотъемлемой частью образовательной деятельности, она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564. - Москва.. Формы организации внеучебной деятельности определяет школа, учитывая интересы учащихся и их родителей или законных представителей.

Внеурочная деятельность, как и другая, реализуется на основе программы, которая базируется на требованиях к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. - Москва..

По требованиям федерального государственного стандарта программа курсов внеурочной деятельности должны содержать Там же.:

  • 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
  • 2. общую характеристику курса внеурочной деятельности;
  • 3. личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • 4. содержание курса внеурочной деятельности;
  • 5. тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • 6. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности определяются образовательным учреждением. В целом, можно выделить три формы работы:

  • 1. Массовая форма (исторические вечера, лекции и беседы, экскурсии, олимпиады и конференции, викторины и конкурсы, КВН, неделя истории);
  • 2. Групповая форма (кружки, общества и клубы, выпуск газет и журналов, лектории и факультативы);
  • 3. Индивидуальная форма (подготовка докладов и лекций, посещение архива или музея, написание рефератов, создание проектов).

В данном исследовании предлагается разработка внеурочного занятия, относящегося к групповой форме организации, и проводимого в рамках кружка, посвященного рассмотрению новых подходов к изучению истории. Возможно проведение занятия, как отдельного внеурочного мероприятия, направленного на углубление знаний по культуре раннего Нового времени (в данном случае культура понимается в широком смысле слова).

Актуальность данного занятия заключается в том, что он, во-первых, направлен на поддержание и усиление интереса обучающихся к истории и образовательному процессу в целом; во-вторых, способствует включению учащихся как активных субъектов в образовательный процесс; в-третьих, отвечает требованиям ФГОС по формированию в процессе обучения всесторонне развитой личности.

Целевой группой являются обучающиеся 10-х - 11-х классов, имеющие интерес к углублению знаний по истории исторической науки, повседневной жизни средневекового западноевропейского крестьянина.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: мультимедиа, фрагменты фильма «Возвращение Мартена Герра» (1982 г.) (реж. Д. Винь)

Цель занятия: углубление знаний о средневековой Европе.

Задачи:

  • 1. развитие умения работать с таким историческим источником, как художественный фильм, анализировать его;
  • 2. формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • 3. развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в ходе дискуссии;
  • 4. формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
  • 5. развитие эстетического сознания через знакомство с кинематографом.

Занятие рассчитано на два академических часа с перерывом на 10 минут, то есть два урока по 40 минут.

Ход занятия:

№ п/п

Этап

Время

1.

Организационный момент, вступительное слово учителя.

На данном этапе учитель проводит актуализацию знаний по новым подходам к изучению истории. Представляет Н. З. Дэвис как одну из представительниц данных подходов, дает краткую историческую справку о фильме.

5 мин.

2.

Просмотр первого фрагмента фильма.

25 мин.

3.

Обсуждение проблемы в форме дискуссии.

10 мин.

Перерыв - 10 мин.

4.

Просмотр второго фрагмента фильма.

25 мин.

5.

Обсуждение проблемы в форме дискуссии.

10 мин.

6.

Подведение итогов.

5 мин.

Содержание фрагментов фильма:

Время

Содержание

Проблема / проблемный вопрос

00.00 - 24.39

Свадьба Мартена и Бертранды. Первые трудности брака. Пропажа зерна и неожиданный уход Мартена. Возвращение «Мартена Герра», праздник по этому поводу.

Периодически повествование переносится вперед, на допрос Бертранды Жаном де Кора.

Почему все жители деревни, в том числе родственники, приняли «Мартена»?

00.00 - 25.05

Семья Герров и жители Артига едут на судебное заседание в Рио. Допрос свидетелей. Мартена оправдывают. Предательство Пьера Герра. Суд в парламенте Тулузы. Появление настоящего Мартена Герра и казнь Арно дю Тиля.

Проблема установления / идентификации личности

Задания по фрагментам фильма и предполагаемые ответы обучающихся:

Фрагмент

Содержание задания

Примерные ответы

1.

Как вы считаете, почему Мартен покинул родную деревню, бросив семью, жену и маленького сына?

Что, как вам кажется, подвигло Арно дю Тиля принять на себя чужую личность?

Почему, по вашему мнению, жители деревни с легкостью признали нового Мартена?

Что вы думаете о позиции Бертранды? Действительно ли она не увидела обмана? Почему она приняла нового Мартена?

2.

Используя информацию, представленную в фильме, и привлекая свои знания, подумайте, с какими трудностями сталкивался судья в Средневековье, раннем Новом времени?

  • · отсутствие документов, удостоверяющих личность;
  • · портреты - большая редкость;
  • · нет возможности записать голос;
  • · отпечатки пальцев не снимались;
  • · записи о рождении сохранялись редко.

Как эти трудности преодолевали?

  • · положиться на память людей, но память подводит;
  • · опознание и очные ставки;
  • · особые приметы, но проблема памяти;
  • · сходство с членами семьи, но встречаются люди со схожей внешностью;
  • · сравнить почерк (но! Писать умели немногие + нужен образец)

Итог

В фильме показано много особенностей повседневной жизни крестьянина. Какие особенности, традиции вы можете выделить?

  • · заключение выгодных браков;
  • · заключение брачного контракта с учетом внесенного имущества;
  • · кошачьи концерты;
  • · совместный труд;
  • · одежда, питание;
  • · окружающая обстановка (грязь, животные на улицах, нечистоты выливают из окна)

Арно дю Тиль обвинил Мартена в случившейся ситуации. Согласны ли вы с этим?

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >