Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории

ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ПОВОРОТА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ НА МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Методика использования материалов кинематографа в средней школе

Наглядные средства обучения уже давно зарекомендовали себя в качестве наиболее интересных и продуктивных способов достижения поставленных дидактических целей на уроке, как отмечает К. С. Молотов Молотов, К. С. Методика использования кинофильмов в 9-м классе / К. С. Молотов // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2014. - № 1. - С. 111.. Одним из самых актуальных видов наглядности является кинофильм. На уроках в современной школе учителя часто обращаются к просмотру кинофильмов разного типа: учебных, художественных, документальных, мультипликационных.

А. К. Семенова в статье «Учебное кино: исторический аспект» приводит следующие положения о применении визуальности в образовании (по данным ЮНЕСКО) Семенова, А. К. Учебное кино: исторический аспект / А. К. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". - № 1-2. - С. 144.:

ѕ человек, слушая, запоминает 15% речевой информации;

ѕ при визуальном восприятии усваивается 25% того, что увидено;

ѕ когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65% сведений.

На основе этих данных она приходит к выводу о том, что киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он дает обучающемуся одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие Там же..

В современных условиях, когда уровень технической оснащенности постоянно возрастает, такие наглядные средства обучения, как кино, приобретают все большую популярность, однако так было не всегда.

Рождение кинематографа относят к 1895 году и связывают с деятельностью братьев Люмьер. С первых же дней существования искусство кино привлекало к себе множество внимания, а восприятие его было неоднозначным. В Россию кинематограф пришел в 1896 году, когда Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского Технического Общества устроила в Соляном Городке в Петербурге ряд кинематографических сеансов для своих школ Семенова, А. К. Учебное кино: исторический аспект / А. К. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". - № 1-2. - С. 145.. С 1923 года кинообъединения страны начинают регулярно выпускать фильмы самой разнообразной научной тематики. Постепенно укрепляется идея о положительном эффекте использования кино в процессе обучения.

Следующей важной вехой стало Всесоюзное творческое совещание, которое проходило в 1959 году. Результатом его деятельности стало решение сделать кинематограф повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства. В дальнейшем роль кино и возможности его использования все больше возрастали.

Такое средство обучения, как видеоматериал, выполняет ряд важных дидактических функций:

ѕ является дополнительным источником информации, обеспечивающим более легкое усвоение материала;

ѕ повышает степень наглядности, что способствует развитию наблюдательности, пространственного воображения, умению концентрировать внимание;

ѕ активизирует познавательную деятельность обучающихся, создает эмоциональное отношение к учебному материалу, что повышает мотивацию к учению;

ѕ рационализирует формы подачи учебного материала, сокращая затраты времени на восприятие и усвоение информации;

ѕ иллюстрируют связь теории с практикой;

ѕ создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному).

К. С. Молотов выделяет несколько важных моментов, на которые учителю стоит обратить внимание, выбрав для работы художественный фильм: во-первых, важно помнить, что в художественном кино высока степень субъективности, так как это работа сценариста, режиссера, актеров; во-вторых, кинематограф оказывает сильное визуальное воздействие, поэтому необходимо учитывать специфику образа героя, создаваемого в фильме; в-третьих, произведения искусства и запечатленные в них образы остаются неизменными, а то время как наука не стоит на месте, меняются подходы и взгляды, открываются новые источники Молотов, К. С. Методика использования кинофильмов в 9-м классе / К. С. Молотов // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2014. - № 1. - С. 114..

Выбрав форму проведения занятия с использованием фильма, учитель должен решить ряд вопросов:

ѕ цель демонстрации видеоматериала: для изложения нового материала или для закрепления и углубления уже изученного;

ѕ форма работы с фильмом: просмотр фрагментов, непрерывный просмотр или с перерывами;

ѕ в какие моменты кинофильма необходимо дать пояснения и комментарии;

ѕ вопросы и задания по содержанию фильма.

Не стоит забывать, что фильм не является универсальным средством обучения, его применение не должно идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Поэтому очень важно сочетать различные формы и методы обучения в процессе работы с видеоматериалом.

В целом, К. С. Молотов отмечает, что, несмотря на рост популярности применения кинофильмов на уроках, данный вопрос крайне слабо освещен в методических работах, либо исследования носят поверхностный характер, вследствие чего многие учителя сталкиваются с трудностями в работе с данным видом исторических источников Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. - № 6. - С. 97..

Молотов К. С. В статье «Использование кинофильмов на уроках истории разных форм» (2012 г.) предлагает следующие формы проведения урока с применением кинофильмов Там же. - С. 97 - 100.:

1. Традиционные формы:

a. Практическое занятие (практикум) - занятие, основанное на практической работе с различными видами источников, при самостоятельной работе учащихся. При этом стоит учесть, что класс должен быть подготовленным, иметь опыт работы с видеоматериалом Там же. - С. 97.. Примером может служить просмотр мультипликационных фильмов из серии «Всемирная история. Древний Египет» и др., ответы на вопросы и заполнение таблицы «Я увидел(а) / я узнал(а)».

b. Урок-лекция знакомит учеников со значительной частью теоретического и фактического материала изучаемой темы. Здесь возможно использование кинофрагментов для повышения уровня наглядности, активизации учебной деятельности. Например, в обзорной лекции по теме «Итоги и значение Второй мировой войны» (11 класс) можно использовать фрагменты советского документального фильма «Берлин» (1945, реж. Юлий Райзман).

c. Урок-семинар характеризуется самостоятельным изучением обучающимися материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На семинарах школьники учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свое мнение. В качестве примера приводится урок в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями», в котором применяются элементы дискуссии после просмотра отрывков из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.).

d. Урок-экскурсия может быть представлен в форме кино- или телеэкскурсии. Используя данный вид урока, можно, не выходя из класса, познакомиться с шедеврами мировой культуры.

2. Нетрадиционные формы:

a. Урок-игра - это универсальная творческая форма взаимодействия всех участников учебного процесса, в ходе которой воссоздаются или моделируются определенные обстоятельства прошлого, настоящего или воображаемого будущего. Подчеркивается, что подготовка игровых уроков на основе просмотра фильма является сложной задачей. Наиболее эффективными, по мнению К. С. Молотова, являются уроки-игры «Зрительская конференция» (по просмотру одного фильма) и «Исторический кинофестиваль» (по нескольким фильмам).

b. Урок-диспут заключается в рассмотрении и исследовании спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т. д.

c. Кино-, видео-, телеуроки.

В работе с кинематографом на уроке можно выделить три этапа:

  • 1. вступительное слово педагога, направленное на актуализацию изучаемого материала, вызов интереса обучающихся к просмотру, пояснение организационных моментов;
  • 2. работа с фильмом в процессе демонстрации, включающая в себя выполнение заданий и комментарии педагога. Последние играют важную роль в качестве усвоения материала и успехе занятия;
  • 3. работа с фильмом после демонстрации, предполагающая подведение итогов, ответы на возникающие вопросы, анализ полученной информации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о роли кинофильмов в образовательном процессе:

  • 1. экранный материал на уроке служит дополнительным источником сведений, благодаря которым возрастает аргументированность учебного материала;
  • 2. использование кинофильмов повышает интерес к изучению предмета, позволяет повысить качество образования;
  • 3. кино способствует развитию внимания обучающихся;
  • 4. видеоматериал оказывает эмоциональное воздействие, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие;
  • 5. кино повышает наглядность учебно-воспитательного процесса;
  • 6. художественные произведения экранного искусства обладают большими возможностями в сфере нравственного и эстетического воспитания.

Также стоит отметить, что использование видеоматериала на уроке требует от учителя тщательной подготовки, так как данный вид работы сопряжен с определенными трудностями. Но не стоит из-за этого отказываться от привлечения кинодокументов к работе на занятиях, так как этот вид источников имеет значительное количество преимуществ, отмеченных выше. По мнению К. С. Молотова правильное использование кинофильмов на современном уроке истории должно стать профессиональной компетенцией любого учителя Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. - № 6. - С. 100..

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее