Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Актуализация во внеклассной работе в средней школе новых подходов к осмыслению истории

Вклад Н. Земон Дэвис в историческую науку

Натали Земон Дэвис (рис. 1) родилась 8 ноября 1928 года в Детройте, в семье иммигрантов еврейского происхождения. Образование Натали получила в Гарварде, а в 1959 году защитила кандидатскую диссертацию в Мичиганском университете. В 1948 году вышла замуж за математика Чандлера Дэвиса, с которым имеет троих детей.

В конце 50-х - начале 60-х гг., в связи с новой волной «красной паники» в обществе, распространением маккартизма и ужесточением политического режима при президенте Дуайте Эйзенхауэре, их семья столкнулась с трудностями. Натали потеряла преподавательскую должность в Мичиганском университете и была вынуждена переехать с семьей в Канаду (г. Торонто), где они получили канадское гражданство. Возможно, увольнение связано с тем, что Натали изучала марксистскую методологию, участвовала в радикальных кружках учащейся и студенческой молодежи.

После переезда Н. З. Дэвис занималась преподавательской деятельностью в Брауновском университете, Университете Торонто, Калифорнийском университете в Беркли. С 1978 года преподавала в Принстонском университете, где стала профессором истории, а также возглавила центр исторических исследований Shelby Cullom Davis. В дополнении к этому Дэвис занималась преподавательством на курсах ранней и современной истории Франции, преподавала или со-преподавала на курсах по истории и антропологии, иудейской социальной истории Раннего Нового времени. Натали является важной фигурой в изучении женской истории в гендерной проблематике. Так, совместно с Джилл Кер Конвей, они основали курс по этому предмету в 1971 году в университете Торонто.

В 1987 году Натали Дэвис стала второй женщиной-президентом Американской исторической ассоциации и пробыла в должности полный годичный срок. Это говорит о признании высоких профессиональных качеств.

В 1996 году Натали вышла на пенсию, с тех пор является адъюнкт-профессоромПрофессор, замещающий при необходимости другого преподавателя. истории и антропологии, профессором медиевистики в университете Торонто. Продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Натали Земон Дэвис удостоена множества наград, среди которых:

ѕ 2010 год, премия Хольберга (около 700 000 долларов США) за «художественный подход в описании исторических событий». При награждении её описали как одного из самых креативных историков, пишущих сегодня, который вдохновляет молодое поколение.

ѕ в 2012 году Н. З. Дэвис была названа кавалером ордена Канады.

ѕ в 2013 году была награждена Национальной Гуманитарной медалью США от президента Барака Обамы.

ѕ в 2013 году Дэвис была удостоена почетной степени от университета Сент-Эндрюс.

Основные научные интересы автора связаны с изучением социальной и культурной истории, особенно тех, которые ранее игнорировались историками. Она использует множество источников в своих работах, например, судебных материалов, пьес, нотариальных записей, налоговых документов, старопечатных книг и брошюр, автобиографий и народных сказок. Натали Дэвис является сторонником междисциплинарной истории включающей в себя антропологию, этнографию и теории литературы.

Натали Земон Дэвис является автором девяти книг и более восьмидесяти статей. На русский язык переведены следующие работы:

ѕ Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. -- М.: Прогресс, 1990. -- 208 с. Данная работа будет подробно охарактеризована ниже.

ѕ Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. -- М.: Новое литературное обозрение, 1999. -- 400 с. На основе писем и мемуаров Натали Земон повествует о судьбах трех женщин XVII века, раскрывая через эти истории представления о роли и месте женщины, о нормах и предрассудках в обществе, об их влиянии на поведение и деятельность женщин. Читателю предстоит познакомиться с благочестивой и богобоязненной Гликль бас Иуда Лейб, женой гамбургского купца-еврея, взявшей после смерти мужа дело в свои руки, настоятельницей женского монастыря в Канаде Мари Гюйар дель Энкарнасьон и художницей-натуралисткой Марией Сибиллой Мериан, публиковавшей собственные книги.

ѕ Дэвис Н. З. Обряды насилия // История и антропология. Междисциплинарные исследования на рубеже XX-XXI веков. -- СПб.: Алетейя, 2006. -- С. 111 - 162. В данной статье автор указывает на то, что религиозным восстаниям 60 - 70-х годов XVI века во Франции была присуща организация, они не являлись беспорядочными действиями случайной толпы. Убийства и насилия принимали форму религиозного очищения или законного правосудия Кром, М. М. Лекция «Историческая антропология». [Электронный ресурс]. - URL: https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/484/38484/16282 (дата обращения: 24.05.16).. В этих условиях толпа забывала, что ее жертвы - тоже люди, а не приспешники дьявола.

ѕ (в соавторстве) Дэвис Н. З. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Н. Земон Дэвис [и др.] -- История женщин. В 5 томах. Том 3. -- СПб.: Алетейя, 2008. -- 560 с. В аннотации к книге сообщается, что «Том 3 "Истории Женщин" открывает перед читателями детальную панораму жизни женщин эпохи раннего модерна в Европе в контексте труда, брака и семьи. В центре этого тома находится "женщина" так как она проявлена в многочисленных репрезентациях начиная от простых гравюр и популярной литературы и заканчивая шедеврами живописи; а также как объект дискуссий - иногда комических, иногда саркастических - ведущихся в самых различных формах: письма, искусство, философия, науки и медицина. Сопротивляясь репрессивным практикам, ограничивающему законодательству и продолжительным дебатам о женской "природе", женщины проявляли инициативу, как путем неявных маневров так и путем открытого несогласия. В конформизме и сопротивлении, в репрезентации и реальности, женщины от XVI до XVIII столетий представлены на этих страницах в примечательном разнообразии» Дюби, Ж., Перро, М. История женщин на Западе в 5 т. Т. 3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. -- СПб.: Алетейя, 2008. -- 560 с..

Подавляющее же большинство работ не переведено, поэтому познакомиться с ними можно на языке оригинала. Тематика остается неизменной: история женщин, гендерная история, микроистория, история повседневности, Возрождение.

Одна из самых известных работ Натали Дэвис - «Возвращение Мартена Герра». В центре сюжета история крестьянской семьи, произошедшая в середине XVI века в одной из деревушек Франции - Артига. Молодой парень, Мартен Герр, покидает в 1548 году свою семью, молодую жену Бертранду с ребенком и пропадает. Спустя девять лет до жителей деревни доходят слухи о возвращении Мартена, который все это время находился на службе у испанского короля Филиппа II. Под маской Мартена оказывается некий авантюрист Арно дю Тиль, который убеждает всех, что он и есть настоящий Мартен. Нового Мартена приняли все жители деревни, включая дядю, сестер и даже жену. Так прошло 3 года, у Мартена и Бертранды родилась дочь, а сама Бертранда наконец дождалась своего женского счастья. Но все оборвалось, когда «Мартен» решил потребовать у дяди счета за ведение дел в годы его отсутствия, чего дядя не выдержал и вынудил Бертранду подать в суд. Начался долгий и громкий судебный процесс сначала в Рио, затем в более высокой судебной инстанции в Тулузе. В результате чего, после появления настоящего Мартена, Арно дю Тиль был признан самозванцем и повешен. Дальнейшая судьба участников не известна.

Эта история пересказывалась многократно и стала основой для множества художественных произведений. Сама Натали отмечает, что мотивом к написанию работы стал неподдельный интерес к этой истории. «Впервые прочитав рассказ судьи, я подумала: “Это же готовый фильм”. <…> Парадоксально, но чем больше я увлекалась работой над фильмом, тем больше мне хотелось создать нечто выходящее за рамки кинематографа. Меня тянуло поглубже вникнуть в это дело, определить его исторический смысл», - пишет Натали Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 6..

Автор ставит перед собой ряд сложных вопросов. Почему Мартен Герр покидает свою деревню? Зачем Арно дю Тиль решил стать «Мартеном»? Какова роль Бертранды в этой истории? Почему жители деревни и близкие родственники признали самозванца? Насколько типичны случаи самозванства? С какими трудностями сталкивались судьи в таких делах и как они их преодолевали?

Структура работы выглядит следующим образом Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 208.:

  • · Предисловие
  • · Введение
  • · Глава 1. От Андайа до Артига
  • · Глава 2. Незадачливый крестьянин
  • · Глава 3. Доброе имя Бертранды де Ролс
  • · Глава 4. Личины Арно дю Тиля
  • · Глава 5. Вымышленный брак
  • · Глава 6. Раздоры
  • · Глава 7. Суд в Рио
  • · Глава 8. Суд в Тулузе
  • · Глава 9. Возвращение Мертена Герра
  • · Глава 10. Рассказчик
  • · Глава 11. Histoire prodigiense, histoire tragique (История поразительная, история трагическая)
  • · Глава 12. О хромых
  • · Эпилог

Работа над «Возвращением Мартена Герра» требовала углубления в специфические вопросы: каноническое право, судопроизводство, религиозные вопросы. Для этого необходимо было привлечь огромный массив источников. К сожалению, перечня этих источников в работе не представлено, поэтому во многом приходится догадываться из контекста, что именно использовал автор, хотя стоит отметить, что во введении к работе перечислены некоторые из них. Натали использовала законодательные акты, привлекла огромное количество судебных материалов, нотариальных актов, знакомилась с художественной литературой и народными рассказами, работала во многих архивах. Основным же источником стал «Достопамятный приговор» Жана де Кора, одного из судей по делу Мартена, вышедший в 1561 году. Также привлекалась «Замечательная история псевдо-Мартена из Тулузы» Гийома Ле Сера, 1561 года.

Одной из важнейших проблем, поднимаемых в работе, является сложность установления личности в столь далеком прошлом. События происходят в XVI веке, когда не было ни фотографий, ни портретов (разве что у высших сословий). Документов, удостоверяющих личность, не существовало, отпечатки пальцев не снимались, записать голос возможности не было, даже записи о рождении в приходских книгах сохранялись редко, если вообще сохранялись Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 97.. Возникает вопрос - как в таких условиях достоверно установить личность?

Какими методами пользовались судьи, разбирая подобные дела? Проводили опознание, привлекая свидетелей, которые, так или иначе, были знакомы с подсудимым. Но в этом случае нет гарантии, что показания этих людей будут точны и правдивы. Можно принять во внимание особые приметы и индивидуальные особенности - родимые пятна, шрамы, размер ноги, рост, телосложение. Но и здесь есть проблемы, которые отлично показаны в фильме, ведь нужно полагаться на память людей. Одни скажут, что шрам был слева, другие - справа, третьи - что никакого шрама не было. И так относительно любой из примет. Можно установить сходство с родственниками, но и здесь черты лица самозванца могут оказаться схожими, как это было в данной истории. Можно было сличить почерк, но, во-первых, нужен был образец для сравнения, во-вторых, более девяноста процентов крестьян вообще не умели писать.

Еще одной трудность мог стать сам подсудимый, как, например, в случае с Мартеном Герром. Арно дю Тиль оказался человеком, обладающим красноречием и великолепной памятью, что не раз подчеркивал Жан де Кора. Очные ставки двух Мартенов показали, что лже-Мартен помнит гораздо больше Мартена настоящего. Псевдо-Мартен вспоминал все дела со всеми свидетелями, которыми они занимались совместно много лет назад, находил ответ на любое свидетельство против него, выступал всегда очень смело и убедительно.

Таким образом, перед судьями стояла сложнейшая задача, решение которой требовало огромных усилий по сбору материалов, высокого уровня профессионализма судей. В общей сложности судом Рио было допрошено сто пятьдесят свидетелей, из которых сорок пять утверждали, что перед ними Арно дю Тиль, примерно 30-40, среди которых были четыре сестры Мертена и два его шурина, были уверены, что подсудимый - Мартен Герр. Более шестидесяти человек отказались опознавать подсудимого. Бертранда, от имени которой было подано заявление, не дала ни единого свидетельства против Мартена.

После долгих тяжб суд в Рио объявил ответчика виновным в присвоении имени и личных прав Мартена Герра, а также в совращении Бертранды де Ролс Дэвис, Н. З. Возвращение Мартена Герра / пер. с англ. А. Л. Величанского. - М.: Прогресс, 1990. - С. 108.. В ответ на это «Мартен» незамедлительно подал апелляцию в парламент Тулузы. Именно там это дело попало в руки Жана де Кора. Парламент Тулузы почти вынес оправдательный приговор, но тут появился человек, назвавшийся Мартеном Герром.

В итоге Натали приходит к следующим выводам. Мотивы поведения Арно дю Тиля не ясны, остается лишь догадываться, почему он решил принять чужое обличие. Возможно, это безграничный авантюризм Арно, быть может, любовь с первого взгляда. Суд признал, что Бертранда де Ролс, будучи доверчивой женщиной, стала жертвой обман, но Натали с этим не согласна. Она отмечает, что Бертранда была самостоятельной и умной женщиной, которая изначально раскрыла обман. Почему же она приняла Арно и до самого конца утверждала, что истинный Мартен, ее муж? Во-первых, она заботилась о своем «добром имени», ведь мы говорим об обществе XVI века, когда каждая деревня была большой семьей. Если бы в деревне узнали, что она была в постели с чужим мужчиной при живом муже (известий о смерти Мартена не было), то она стала бы изгоем. Во-вторых, Бертранда хотела простого женского счастья - жить в любви со своим мужем. С настоящим Мартеном она этого не испытала, ведь их женили в раннем детстве, затем он исчез на долгие годы. С новым же Мартеном Бертранда наконец испытала то, чего так желала.

Также Натали отмечает, что случаи обращения в суд с гражданскими исками были обычной практикой, что показывают многочисленные материалы судебных дел, люди обращались с исками, начиная от вопросов имущества, заканчивая оскорблениями в свой адрес. Случаи самозванства также не были исключительными. Некоторые выдавали себя за других, чтоб собрать долги и тому подобное, хотя дело Мартена стало единственным столь масштабным обманом, по которому сохранились источники. Данное положение доказывает и то, что за самозванство следовало суровое наказание, это говорит о борьбе с этими преступлениями.

Таким образом, «Возвращение Мартена Герра» стало не только бестселлером, но и классическим трудом по микроистории и истории повседневности. Его ставят в один ряд с работой К. Гинзбурга «Сыр и черви». Натали Земон Дэвис блестяще представила целую эпоху и широкую панораму народной жизни Юго-Западной Франции середины XVI века на основе одной лишь казусной истории.

Работа Н. З. Дэвис является примером истинно междисциплинарного исследования. Помимо собственно исторических методов автор вынуждена была обращаться к самым разнообразным областям знания: каноничное право, основы протестантизма, история права, судопроизводство, литературоведение, антропология.

Натали Земон Дэвис заслужила всеобщее признание в среде историков, это подтверждает множество наград, полученных автором.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее