Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

Введение Единого государственного экзамена в России

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) -- централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях -- школах, лицеях и гимназиях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам, физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике. Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался со вступительным в ВУЗ. Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений. Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она менее затратна и очень удобна. Теперь идея «2 экзамена в 1» начала получать широкое распространение во всем мире.

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников. ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась), сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов. В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки. Его задача: развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.

ЕГЭ за время своего существования претерпел немало изменений. Его развитие осуществлялось в несколько условных этапов. С 2001 года организован эксперимент по введению ЕГЭ в республиках Чувашия, Марий Эл, в Якутии, Самарской и Ростовской областях. Перед началом эксперимента была развернута масштабная кампания по поддержке единого госэкзамена: велась активная работа по информированию населения через СМИ, проводились конференции и тренинги для преподавателей, специальные занятия в школах. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел уже в 16 регионах страны, в 2003 году в эксперименте приняли участие 47 регионов. Уже в 2004 году эксперимент признали успешным и планировали сделать обязательным. Однако далеко не все было гладко. Громко звучали голоса протеста против введения ЕГЭ. Недовольны были многие деятели науки и культуры, учителя, школьники, их родители. Указывали на основные недостатки ЕГЭ. Утверждалось, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в «натаскивание» на экзамен. Также, многие говорили о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении нагрузки на учащихся. По мнению многих, при такой форме аттестации отсутствовал индивидуальный подход к школьникам, не учитывалась разница в условиях их обучения. Кроме того, многие престижные вузы не учитывали результатов ЕГЭ, так что выпускникам приходилось выдерживать двойную нагрузку экзаменов. На 2004-2006 годы была поставлена задача: на протяжении трех лет решить главную проблему ЕГЭ - уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и вступительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ. В 2004 году экзамен сдавали уже 65 регионов России, а в 2006 году - в 79 регионах России. Важным усовершенствованием стала возможность заочного поступления выпускников одновременно в несколько вузов. Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России. Но тогда же Владимир Путин в послании Федеральному собранию однозначно высказался по важности прозрачной процедуры государственной проверки знаний, понимая под этим именно ЕГЭ. С 1 января 2009 года ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников. ЕГЭ-2009 был значительно преобразован. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены. Для получения аттестата школьникам необходимо было сдать всего два обязательных экзамена - по русскому языку и математике, а для поступления в вуз - четыре. Некоторые вузы получили от правительства разрешение проводить собственные дополнительные испытания на некоторые специальности.

По оценке Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД в 2010 году из-за обязательного госэкзамена объем коррупции в образовании увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы. Это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России.

В связи с тем, что в 2013 году произошла массовая утечка КИМов госэкзамена, Рособрнадзор поставил задачу - сделать «работу над ошибками», чтобы в 2014 году ЕГЭ прошел на равных условиях для всех выпускников. Рособрнадзор планирует провести ряд мероприятий, которые помогут избежать утечек КИМов. С этой целью будет произведено увеличение экзаменационных материалов и количества вариантов. Для каждого часового пояса будут разработаны свои варианты контрольно-измерительных материалов. КИМы в регионы будут привозиться не за три дня до экзамена, как раньше, а за сутки. Планируется определять их в спецхранилища с системой видеонаблюдения. Кроме того, выпускникам 2014 года предстоит сдавать ЕГЭ под прицелом видеокамер, которые будут установлены в аудиториях и коридорах. Предполагается, что в классах будут работать «глушилки» сигнала сотовой связи.

Экзамен по биологии попал в пятерку самых популярных предметов ЕГЭ. По статистике его сдает более 20% всех абитуриентов. Биология предмет не обязательный, она понадобится тем, кто собрался поступать в медицинские ВУЗы, а также для будущих биологов и психологов. В прошлом году биологию сдавали более 160 тысяч человек. Средний бал участников ЕГЭ, по данным 2013 года, составил 54,89. Как показывают результаты, большинство абитуриентов набирает свыше 40 баллов, но набрать максимальное количество баллов очень сложно, поэтому стать стобальниками смогли лишь единицы.

Что ждать от ЕГЭ по биологии в 2014 году? Изменений в КИМах по этому предмету не предвидится. Время на сдачу экзамена составляет 180 минут. Несмотря на небольшое количество отведенного времени, заданий в ЕГЭ по биологии достаточно много - 50. Минимальный проходной балл - 36.

Дата сдачи экзамена - 30 мая 2014 года.

За последние несколько лет существенных изменений в структуре КИМов по биологии не было. Структура КИМов в 2014 году будет той же, что и в прошлом году. Всего 50 заданий, которые поделены на три части. Часть А состоит из 36 заданий, рассчитанных на базовый уровень знаний. В части В 8 заданий повышенного уровня сложности. Часть С включает в себя 6 заданий высокой сложности. Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх. Они проверяют знания: биологической терминологии и символики; основных положений биологических законов; теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения организма человека; а также оперирование следующими учебными умениями: распознавать биологические объекты по их описанию или изображению, устанавливать родство организмов, решать простейшие биологические задачи. Задания повышенного уровня требуют: выбора одного или нескольких верных ответов, установления соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определения их последовательности. Кроме того, одно задание части 3 (С) предполагает развернутый свободный ответ практико - ориентированного характера. Задания повышенного уровня сложности проверяют сформированность более сложных умений: устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, сравнивать биологические объекты и процессы, выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации. Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку умений экзаменуемых самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ, применять знания в новой ситуации. Они контролируют владение такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний в практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности.

Введение ЕГЭ и его эволюция в течение 12 лет дало понять, что ни Правительство России, ни Министерство образования и науки, ни ученое сообщество не считают такую форму оценки знаний совершенной. Каждый год ЕГЭ менялся и будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее