Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

Преподавание биологии в XXI веке

Государственные образовательные стандарты первого поколения

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. По решению Министерства образования Российской Федерации в марте 2004 года в стране утверждены стандарты образования, в том числе стандарт биологического образования.

Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией; региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации; компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • - переход к 4-летнему начальному образованию;
  • - введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • - нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • - соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • - личностная ориентация содержания образования;
  • - деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • - усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • - формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • - обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
  • - усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
  • - обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
  • - повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание естествознания и биологии (по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99 гг.):

  • - естествознание - усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (физика, химия, биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс «Естествознание»;
  • - биология - значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

Содержание школьного биологического образования предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период. Новое содержание образования отличает большая творческая свобода учителей, вариативность (альтернативные программы и учебники), свободный выбор предметов. Чтобы не нарушить баланс между государственными и авторскими программами разработан федеральный компонент государственного стандарта.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах), на профильном - 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов: в 6 классе - 35 часов, в 7-9 классах - по 70 часов. На второй ступни общего образования вводится предпрофильная подготовка через организацию элективных курсов. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в ВУЗе. В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный предмет «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях, если:

  • - три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются на базовом уровне;
  • - один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, один - на базовом уровне;
  • - все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

Таким образом, возможны разные варианты изучения биологии в разных профилях:

  • 1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический и другие) могут быть следующие варианты: изучение интегрированного курса «Естествознание» (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах), либо изучение самостоятельных курсов «Биология», «Физика», «Химия» (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).
  • 2. В некоторых профилях (физико-математическом, универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса «Биология» (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).
  • 3. В профилях, где биология является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агро-технологический), на ее изучение отводится по 3 часа в 10 и 11 классах.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают: цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

В стандарте отражена специфика целей биологического образования на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. В основной и полной средней школе (на базовом уровне) биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности. На профильном уровне в полной средней школе биологическое образование ориентировано на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение ими знаниями и умениями, необходимыми и достаточными для поступления в ВУЗ.

Преемственность на разных ступенях образования осуществляется путем усиления внутрипредметных связей. На ступени начального общего образования в курсе «Окружающий мир» у учащихся формируются первоначальные сведения о живой природе. На ступени основного общего образования систематическому курсу биологии предшествует курс «Природоведение», изучаемый в 5классе. Этот курс является пропедевтическим по отношению к курсу биологии. В основной школе закладываются основы для последующего изучения курса биологии в средней школе, формируется базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями. На ступени среднего (полного) общего образования, с одной стороны, обобщаются знания, полученные в основной школе, с другой стороны, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум не устанавливает порядок изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы. Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения. Стандарт основного общего образования по биологии включает пять предметных тем:

  • 1. Биология как наука. Методы биологии.
  • 2. Признаки живых организмов.
  • 3. Система, многообразие и эволюция живой природы.
  • 4. Человек и его здоровье.
  • 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

В стандарте среднего (полного) общего образования по биологии на базовом и профильном уровнях представлено пять предметных тем:

  • 1. Биология как наука. Методы научного познания.
  • 2. Клетка.
  • 3. Организм.
  • 4. Вид.
  • 5. Экосистемы.

Требования к уровню подготовки выпускников - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Стандарт первого поколения выстроен, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.

биология образовательный стандарт предмет

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее