Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow История преподавания биологии в русской школе

Развитие «Биологии» в XVIII веке

Вторая половина 18 века - период, который характеризуется общественно-экономическими изменениями в России, появилась неотложная потребность в грамотных, образованных людях, которые могли бы участвовать в разнообразных трудовых процессах, школа должна была готовить людей, умеющих практически подходить к изучению природы. Развитие промышленных предприятий требовало специалистов, которые могли найти сырье в природе, перерабатывать его в нужный для общества продукт, длительное время сохранять товарные качества этого продукта, поэтому спрос на естествознание в жизни общества возрос, и естественные науки активнее внедрялись в школы.

Развитие «Биологии» в XIX веке

Первая половина 19 века - период, когда появились первые методисты, которые составляли учебники и для учеников и для учителей. В.Ф. Зуев написал учебник «Начертание естественной истории» - первый русский учебник по естествознанию для школ, где обучение было бесплатным и доступным для всех сословий. Этот учебник состоял из 3-х частей: «Ископаемое царство», в которой изучались горные породы и минералы, земная кора, «Прозябаемое царство», в которой изучались растения, «Животное царство», в которой изучался животный мир и включалось описание человеческого тела. Этот учебник был для своего времени выдающимся явлением в школьном естествознании. Содержание учебника было доступным для понимания учащимися, что было очень важным, так как преподавание в высшей школе велось на иностранных языках. Учебник выдержал много изданий и использовался 40 лет. Примерно в это же время в России появилась своеобразная мода на К. Линнея. На русский язык был переведен его труд «Философия ботаники» и повсюду в школе наступило засилье систематики, требовалось знать много таксономических категорий и учение превратилось в зубрежку. Это было скучно, неинтересно и во многом школьное естествознание стало формальным.

Вторая половина 19 века - период, когда появились противники формализма и зубрежки при изучении естествознания. Одним из первых в этом деле был А.Я. Герд. Он выступал, за то, чтобы в школе наряду со знаниями теории имело место прикладное направление. В это время вышла книга Богданова, который также на первое место в обучении ставил необходимость понимания природы в ее историческом развитии. В этот период времени эволюционные идеи в России выдвигал К. Рулье, который утверждал, что развитие органического мира от простых форм к сложным осуществляется под влиянием условий существования, выпускался журнал «Вестник естественных наук», который был популярен среди специалистов сельского хозяйства, врачей, фармацевтов. Эти идеи проникали и в школу. Затем появилось учение Ч. Дарвина. Вышел новый учебник Богданова и Герда, который предполагал изучение естествознания в семилетней школе: 2-3классы - изучение неорганического мира, 4 класс - растительного мира, 5 класс - животного мира, 6 класс - человеческого организма, 7 класс - история Земли. Такой порядок изучения и сейчас является общепринятым. Такое направление явилось прогрессивным в методике преподавания естествознания, так как уже в то время большое значение придавали изучению организмов во взаимосвязи с окружающей средой: растений - с почвой, влагой, освещением, животных - с характером питания, средой обитания. Большое внимание уделяли экскурсиям, постановке опытов в классе, широко внедрялась самостоятельная работа учеников с учебниками. Таким образом, к концу XIX века в России, благодаря научным работам А.Я. Герда, четко обозначилась особая научная область - методика обучения естествознанию. Однако в 1871 году естествознание вновь убрали из числа школьных предметов. Только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в младших классах школы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее