Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

Цикл организованной образовательной деятельности по формированию технических умений в аппликации у детей средней группы

На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по проблеме формирования технических умений в аппликации у детей среднего дошкольного возраста, а также с учётом результатов проведённой диагностики был составлен и частично апробирован цикл организованной образовательной деятельности (ООД) по аппликации в средней группе. При составлении цикла ООД были использованы рекомендации Т.С. Комаровой [15], Г.С. Швайко [33], А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой [22].

Проведение цикла ООД по аппликации с детьми средней группы предполагает решение следующих задач:

  • - развитие умений выполнять аппликацию из цветной бумаги;
  • - обучение приемам составления изображения предметов из отдельных частей;
  • - закрепление умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • - формирование умений резания по прямой, по косой, по диагонали, вырезания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника;
  • - закрепление умения аккуратно наклеивать изображение

Материал и оборудование для ООД по аппликации

  • - цветная бумага;
  • - ножницы;
  • - розетки с материалом;
  • - клейстер;
  • - кисточки;
  • - салфетки;
  • - клеёнки;
  • - игрушки для обследования и обыгрывания.

Таблица 3. Цикл ООД по аппликации в средней группе

№ п/п

Тема

Программные задачи

Технические умения

Время проведения

1.

«Красивые ворота»

Учить выполнять аппликацию постройки из узких полос,

закреплять приемы разрезания широких полос бумаги

Умение держать ножницы, резание по прямой широких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Сентябрь

2.

«Красивые флажки»

Учить выполнять аппликацию флажков,

развивать умение работать ножницами: правильно держать их; резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки; закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цвету

Умение держать ножницы, резание по прямой широких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Сентябрь

3.

«Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы»

Закреплять умение создавать изображения из полосок бумаги,

развивать умение резать узкую полоску бумаги правильно держать ножницы, развивать творчество, воображение

Умение держать ножницы, резание по прямой узких полос, выкладывание деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Октябрь

4.

«Украшение фартука»

Развивать умение составлять на полосе простой узор из элементов народного орнамента,

развивать цветовое восприятие

Умение держать ножницы, резание по прямой узких полос, выкладывание деталей на полосе, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Октябрь

5.

«Аквариум

с рыбками»

Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение рыбок на листе. Развивать умение изображать рыбок, плавающих в разных направлениях

Разрезание квадрата по диагонали, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Ноябрь

6.

«Парусная лодочка»

Развивать умение создавать изображение лодочки, срезая углы у прямоугольника.

Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображение

Резание квадрата по диагонали, прямоугольника - по косой, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Ноябрь

7.

«Домик»

Закреплять умение составлять изображение домика из частей, красиво подбирать детали по цвету

Резание по диагонали, по прямой, выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Декабрь

8.

«Бусы на елку»

Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения

бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы и цвета

Вырезание круга из квадрата и овала из прямоугольника,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Декабрь

9.

«Украшение платочка»

Учить составлять узор, выделять углы, стороны квадрата; подбирать цветосочетания;

преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения

Резание круга пополам, резание по диагонали,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Январь

10.

«Летящие самолеты»

Развивать умение

правильно составлять изображения самолетов из деталей; аккуратно наклеивать, плавно срезать его углы

Вырезание овала из прямоугольника,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Январь

11.

«В магазин привезли красивые

пирамидки»

Учить выполнять аппликацию пирамидки,

подбирать цвета, располагать круги от самого

большого к самому маленькому

Вырезание круга из квадрата,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Февраль

12.

«Неваляшка»

Учить выполнять аппликацию неваляшки,

располагать круги от самого

большого к самому маленькому

Вырезание круга из квадрата,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Февраль

14.

«Весенний цветок»

Учить детей выполнять изображение нераспустившегося цветка; использовать в аппликации два оттенка одного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Вырезание круга приемом плавного закругления углов квадрата, разрезание круга по сгибу пополам;

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Март

15.

«Вырежи и наклей красивый

цветок в подарок маме и бабушке»

Развивать умение

вырезать и наклеивать красивый цветок,

развивать чувство цвета,

воспитывать желание порадовать маму и бабушку своими изделиями

Вырезание круга приемом плавного закругления углов квадрата,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Март

16.

«Тележка с игрушками»

Закреплять умение вырезать нужные части

для создания аппликации тележки, дополнять изображение деталями

Резание по прямой, вырезание круга,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Апрель

18.

«Красная Шапочка»

Учить изображать сказочный персонаж,

характерные детали, соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать

Резание по прямой, по косой, вырезание круга,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Апрель

19.

«Бабочки на весенней

полянке»

Учить создавать аппликацию бабочек,

красиво подбирать бумагу по цвету

Вырезание овала,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Май

20.

«Цыплята в траве»

Учить создавать аппликацию цыплят из частей круглой формы,

развивать композиционные умения

Вырезание круга,

выкладывание деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, аккуратное приклеивание

Май

При составлении цикла ООД по аппликации учитывались возрастные особенности детей средней группы, имеющийся уровень сформированности умений в аппликации, индивидуальные особенности и предпочтения детей.

Организованная образовательная деятельность подбиралась с учетом постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно применять те или иные приемы вырезания.

Описание методики организации ООД по аппликации с детьми средней группы

  • 1. При организации ООД большое внимание уделялось подготовке рабочего места, соблюдению гигиенических требований: дети выполняли аппликацию на клеёночке, положенной на стол; рабочие места располагались вблизи окна, свет освещал всю плоскость доски; перед работой проводилась влажная уборка, помещение проветривалось. Детям постоянно напоминали, как правильно пользоваться ножницами, что нельзя брать клейстер в рот. После аппликации следует убрать рабочее место, выстирать тряпочки, отмыть клеёночки, розетки, кисти, вымыть руки. Используемое оборудование соответствовало возрасту детей и теме ООД.
  • 2. Наиболее сложным для детей являются действия, связанные с процессом владения ножницами. Для этого дети должны усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).

Во вторую половину дня детям предоставлялась возможность вырезать любые предметы, геометрические фигуры, не ограничивая их во времени. Подобные упражнения очень полезны для развития движений, тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук и, как нельзя лучше, способствуют формированию технических умений в аппликации.

  • 3. Организуя ООД по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста, мы использовали простые композиции, близкие опыту детей. На знакомой композиции легче отрабатывать технические умения в вырезании и наклеивании. Предложенные нами темы вызывали у детей интерес, положительное эмоциональное отношение.
  • 4. Основу ООД составляли игровые ситуации, в которых дети встречали «гостей» и выполняли их просьбу. Мы старались создать атмосферу игры, в которой у детей возникала необходимая мотивация. Обыгрывание того или иного персонажа помогало более чёткому и целенаправленному восприятию содержания работы.
  • 5. Каждая ООД состояла из трёх частей. В первой части мы вызывали у детей эмоциональный отклик на появление персонажа, вызвали желание помочь игровому персонажу. От имени игрового персонажа давалось задание.

Обучение изображению велось через рассматривание образца, выполненного воспитателем. С помощью анализа образца дети видели конкретный результат, который нужно достигнуть.

При рассматривании образца мы учили детей выделять его основные части, называть детали, их расположение, форму, цвет. Обследование проводилось в такой последовательности: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей, их формы, деталей, расположения частей, повторное целостное восприятие. Это помогало конкретизировать характер и последовательность действий.

Одним из ведущих методов обучения был показ приемов резания, сопровождаемый простым, точным объяснением действий, как правильно вырезать нужную фигуру, что усиливало эффективность показа.

Во второй части организованной образовательной деятельности детям предлагалось выполнить практическое задание - вырезать и наклеить нужное изображение. Работая над формированием технических умений в аппликации, мы использовали указания, напоминания, индивидуальный показ действий с ножницами, упражнения в резании. Эти приёмы способствовали формированию способов самостоятельных действий с ножницами с деталями из цветной бумаги, повышению интереса детей к процессу аппликации.

В третьей части ООД мы подводили итоги работы вместе с детьми: выделяли наиболее выразительные моменты в изображениях, что помогало детям осознать ценность результатов своей деятельности.

С детьми средней группы был частично апробирован предложенный цикл организованной образовательной деятельности по аппликации. Была проведена ООД по аппликации на темы «Красивые ворота» «Парусная лодочка», «Весенний цветок». Основной задачей являлась отработка технических умений.

Анализ результатов проведенной работы показал, что дети с интересом осваивали технические приемы работы с ножницами и цветной бумагой. Как мы и предполагали, наибольшие затруднения вызвало выполнение приёмов резания по диагонали при выполнении паруса, а также вырезания круглой формы весеннего цветка.

Дополнительно, в свободное время, с детьми проводились упражнения в вырезании предметов разной формы.

Постепенно действия детей с ножницами и цветной бумагой становились увереннее, форма вырезанных деталей приобретала чёткость.

Анализируя аппликационные работы детей, мы можем сделать вывод о том, что проведенная нами работа привела к успешным результатам. В процессе организации изобразительной деятельности по аппликации с детьми средней группы наблюдалась положительная динамика: дети научились правильно резать по прямой, диагонали, по кругу, стали уверенней работать с ножницами, при выполнении задания дети реже обращаются за помощью к воспитателю.

Мы считаем, что на успешность проведенной работы положительно влияли наличие яркого, привлекательного оборудования, доступность тематики, игровая форма организации ООД, проведение упражнений в резании.

Мы составили рекомендации по формированию технических умений в процессе организации продуктивной деятельности по аппликации с детьми средней группы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее