Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

Понятие «умение» в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.

Умение - способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке [18, с. 141].

В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания [28, с. 113].

М.А. Данилов и Б.П. Есипов в Педагогическом словаре определяют умения как «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта» [18, с. 142].

В.П. Ушачев определяет умение как «способность ребенка выполнять умственные и практические действия на основе системы сформированных знаний». В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой отмечается, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания [13, с. 159].

В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «умение» обозначает освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными [2, с. 195].

Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками. Умения образуются в результате координации навыков, их объяснения в системе с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость [18, с. 143].

Умения всегда опираются на знания. Жизненное значение умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества. Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума [18, с. 143].

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала [12, с. 59].

У детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности происходит формирование изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические умения. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении [12, с. 67].

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. При этом Т.С. Комарова определяет одной из важных задач - овладение техническими приемами работы с различными материалами [15, с. 54].

Таким образом, овладение техникой изображения зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой создания изображения. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы, представленный в первой главе выпускной квалификационной работы, показал, что исследованием данной проблемы занимались Н.П. Сакулина, И.Л. Гусарова, Г.Н. Пантелеев, З.А. Богатеева, Е.С. Рогалева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Аппликация - простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения аппликации дошкольники овладевают целым рядом технических умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клейстер, кисточка и т.д.). Под техническими умениями понимается совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняется художественное изображение.

Одним из ведущих методов организации продуктивной деятельности по аппликации в средней группе является рассматривание и анализ изображаемого предмета. Воспитатель показывает детям варианты передачи строения, цветового решения, различного расположения элементов на образцах. Выделяя вместе с детьми основные части, форму деталей, их расположение, педагог учит воспитанников определять исходные формы бумаги, из которых они будут вырезать.

В средней группе основное внимание воспитателя направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания с подробным объяснением и проговариванием каждого действия.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее