Методика организации продуктивной деятельности по аппликации в средней группе

Одним из ведущих методов организации продуктивной деятельности по аппликации в средней группе, по мнению Т.С. Комаровой, является рассматривание и анализ изображаемого предмета [15, с. 185]. Воспитатель показывает детям варианты передачи строения, цветового решения, различного расположения элементов на образцах. Выделяя вместе с детьми основные части, форму деталей, их расположение, педагог учит воспитанников определять исходные формы бумаги, из которых они будут вырезать. При рассматривании предметов используют приемы обведения рукой основных частей и выделения некоторых характерных признаков, доступных детям для изображения. Кроме рассматривания предметов, воспитатель может использовать показ иллюстраций.

В средней группе нередко используется частичный показ приемов выполнения задания. Показ всего процесса изображения проводят в случае сложных заданий (наклеивании предмета из большого количества частей). Способы составления изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе или на доске. В тех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения [14, с. 21].

В средней группе основное внимание воспитателя направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания с подробным объяснением и проговариванием каждого действия. При освоении наиболее сложных для детей приемов З.А. Богатеева рекомендует давать для упражнений простую бумагу, а потом - уже цветную [3, с. 88].

С.В. Погодина подчеркивает, что детям средней группы не стоит давать сложные объекты или композиции для вырезывания: увлекаясь процессом получения детали, дети могут не успеть как следует продумать всю композицию [26, с. 269].

З.А. Богатеева советует давать детям вариативные задания, требующие проявления активности, самостоятельности в выборе содержания деятельности, в обдумывании цвета, в установлении последовательности компоновки и наклеивания элементов [3, с. 91].

В процессе организации занятий в этой возрастной группе возрастает роль словесных приемов обучения. Для передачи образности, выразительности предметов хорошо использовать загадки, стихи, поговорки.

В ходе выполнения задания воспитатель напоминает детям этапы работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает порядок работы с теми детьми, которые плохо усвоили материал.

Анализ работы проводится при самом активном участии детей. Воспитатель вместе с детьми отмечает, правильно ли выполнена аппликация, аккуратно ли наклеены формы. Вопросы ставятся так, чтобы дети могли назвать причины неудач. Уточняются способы вырезывания. Кроме того, педагог обращает внимание и на выразительность образа в аппликации, привлекает внимание к удачным работам [12, с. 25].

Наряду с традиционными направлениями, приемами и задачами обучения, И.А. Лыковой предлагается путь, позволяющий раскрыть художественные «загадки» образа в аппликации, активно содействовать развитию ассоциативного мышления, воображения и технических умений, значительно облегчающих путь реализации замысла. Для этого необходимо очень ненавязчиво показать простейшие приемы владения ножницами и бумагой, где главным является поворот бумаги в процессе вырезывания и стремления к фиксации ножниц в исходном положении. Затем вместе со взрослым (с помощью карандашей и фломастеров), в любой получившейся форме, вырезанной ребенком, найти «образ». Довольно быстро дети сами с удовольствием выполняют подобную деятельность, находя совершенно неожиданные образные решения разнообразным формам [20, с. 68].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >