Задачи и содержание продуктивной деятельности по аппликации в средней группе

Задачи и содержание продуктивной деятельности по аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

В средней группе решаются следующие задачи:

  • · воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
  • · учить детей правильно держать ножницы и действовать с ними;
  • · обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • · учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.;
  • · учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
  • · обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
  • · учить детей преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т.д.);
  • · закреплять навыки аккуратного наклеивания;
  • · поощрять проявление активности и творчества [7, с. 16].

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

По мнению Т.С. Комаровой, в средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов, уделять внимание уточнению представлений детей о предметах, их строении [15, с. 53]. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму.

В средней группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. На первых занятиях детям показывают, как держать ножницы и действовать ими. Для этого, по мнению З.А. Богатеевой, И.А. Лыковой, целесообразно использовать узкие полоски бумаги разного цвета, которые, сложив пополам, дети разрезают одним взмахом лезвий ножниц [12, с. 135].

Постепенно ширину полосок изменяют, но задача остается той же: дети учатся разрезать полоски, получая квадраты, прямоугольники (флажки), предметы (домик, дерево).

Во втором квартале вводится новая задача - разрезание квадрата и прямоугольника по диагонали и по косе (ведерко, лодочка, крыша). Из треугольных форм дети выполняют разнообразные аппликации, делают узоры на квадрате.

К середине учебного года дошкольники должны быть подготовлены к освоению новой задачи: вырезанию круга из квадрата и овала из прямоугольника. Детей учат начинать вырезание от середины стороны, срезая маленький уголок, до середины другой стороны.

Таким образом, в средней группе дошкольники изображают те предметы, которые давались во второй младшей группе, но теперь они вырезают все крупные части самостоятельно (воздушные шары, кольца для пирамидки, части для неваляшки).

В течение года часть занятий отводится декоративной аппликации. Каждая из форм, которая украшается, - полоса, квадрат, круг, - является символом определенной вещи (дорожка, платок, тарелка) [14, с. 33].

Выполнение задач по обучению аппликации осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий и освоения приемов вырезания.

По мнению И.А. Лыковой, обучение детей среднего дошкольного возраста техническому исполнению аппликативного изображения предполагает следующие направления:

  • 1. Создание изображения из готовых форм.
  • 2. Создание изображения с помощью ножниц «на глаз».
  • 3. Создание изображения путем видоизменения исходных геометрических форм - «конструктивная аппликация».

В конструктивной аппликации суть процесса создания изображения заключается в том, что из 1-3-х исходных геометрических форм ребенку предлагается простыми приемами их разрезания получить необходимое для изображения количество деталей (с помощью контурной разметки и без нее). До начала вырезания ребенок моделирует форму объекта в представлении, проговаривает «что на что похоже» или «что из чего можно получить», и только потом начинает разрезать исходную форму и конструировать плоскостное изображение. Дополнительную выразительность аппликации придает дорисовка «необходимых» деталей карандашом, фломастером. Подобное приобщение к аппликации обеспечивает художественное начало и усвоение технического элемента деятельности [20, с. 79].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >