Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

Задачи и содержание продуктивной деятельности по аппликации в средней группе

Задачи и содержание продуктивной деятельности по аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

В средней группе решаются следующие задачи:

  • · воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
  • · учить детей правильно держать ножницы и действовать с ними;
  • · обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • · учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.;
  • · учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;
  • · обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (геометрических и растительных форм);
  • · учить детей преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т.д.);
  • · закреплять навыки аккуратного наклеивания;
  • · поощрять проявление активности и творчества [7, с. 16].

Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

По мнению Т.С. Комаровой, в средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов, уделять внимание уточнению представлений детей о предметах, их строении [15, с. 53]. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму.

В средней группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. На первых занятиях детям показывают, как держать ножницы и действовать ими. Для этого, по мнению З.А. Богатеевой, И.А. Лыковой, целесообразно использовать узкие полоски бумаги разного цвета, которые, сложив пополам, дети разрезают одним взмахом лезвий ножниц [12, с. 135].

Постепенно ширину полосок изменяют, но задача остается той же: дети учатся разрезать полоски, получая квадраты, прямоугольники (флажки), предметы (домик, дерево).

Во втором квартале вводится новая задача - разрезание квадрата и прямоугольника по диагонали и по косе (ведерко, лодочка, крыша). Из треугольных форм дети выполняют разнообразные аппликации, делают узоры на квадрате.

К середине учебного года дошкольники должны быть подготовлены к освоению новой задачи: вырезанию круга из квадрата и овала из прямоугольника. Детей учат начинать вырезание от середины стороны, срезая маленький уголок, до середины другой стороны.

Таким образом, в средней группе дошкольники изображают те предметы, которые давались во второй младшей группе, но теперь они вырезают все крупные части самостоятельно (воздушные шары, кольца для пирамидки, части для неваляшки).

В течение года часть занятий отводится декоративной аппликации. Каждая из форм, которая украшается, - полоса, квадрат, круг, - является символом определенной вещи (дорожка, платок, тарелка) [14, с. 33].

Выполнение задач по обучению аппликации осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий и освоения приемов вырезания.

По мнению И.А. Лыковой, обучение детей среднего дошкольного возраста техническому исполнению аппликативного изображения предполагает следующие направления:

  • 1. Создание изображения из готовых форм.
  • 2. Создание изображения с помощью ножниц «на глаз».
  • 3. Создание изображения путем видоизменения исходных геометрических форм - «конструктивная аппликация».

В конструктивной аппликации суть процесса создания изображения заключается в том, что из 1-3-х исходных геометрических форм ребенку предлагается простыми приемами их разрезания получить необходимое для изображения количество деталей (с помощью контурной разметки и без нее). До начала вырезания ребенок моделирует форму объекта в представлении, проговаривает «что на что похоже» или «что из чего можно получить», и только потом начинает разрезать исходную форму и конструировать плоскостное изображение. Дополнительную выразительность аппликации придает дорисовка «необходимых» деталей карандашом, фломастером. Подобное приобщение к аппликации обеспечивает художественное начало и усвоение технического элемента деятельности [20, с. 79].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее