Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы

Введение

Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация - простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Аппликация самым благоприятным образом воздействует на мыслительную деятельность ребенка и подготавливает его к более сложным задачам. Первоначально малыш делает аппликации по шаблону взрослого, но после изучения технологии он начинает творить самостоятельно, подбирает наиболее подходящие материалы и дает волю своей фантазии.

В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки; дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений: слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу, учатся правильно называть величинные понятия: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, больше - меньше, пополам, вдвое.

Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы выполнения аппликации, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать характер образа, выражать к нему свое отношение - одна из важнейших задач продуктивной деятельности.

В процессе выполнения аппликации дошкольники овладевают целым рядом технических умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клейстер, кисточка и т.д.).

Умение - это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно выполнять действие. Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала [26, с. 154].

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. А если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н.П. Сакулиной, И.Л. Гусаровой, Г.Н. Пантелеевым, З.А. Богатеевой, Е.С. Рогалевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Психологи В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.С. Кузин, Г.М. Коджаспирова и др. рассматривают умения как способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

В своём исследовании мы опирались на труды вышеназванных авторов, в которых разносторонне представлены важнейшие проблемы в сфере методики организации и руководства аппликацией, формирования технических умений в аппликации.

Таким образом, мы определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование технических умений в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы».

Актуальность выбранной темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что:

процесс создания аппликации состоит из целого ряда действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности;

- недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности;

- при хорошем владении приемами вырезывания, наклеивания аппликации на основу внимание ребенка направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе;

- освоение простейших приемов вырезывания возможно только при умелом применении наиболее эффективных методов организации продуктивной деятельности по аппликации, требующих от детей активного применения усвоенных знаний и умений.

Все сказанное выше позволило определить методологический аппарат.

Объект исследования: процесс организации продуктивной деятельности (аппликации) у детей средней группы.

Предмет исследования: технические умения в аппликации.

Цель исследования: теоретически обосновать и определить специфику формирования технических умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации).

Задачи исследования:

  • 1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных организаций.
  • 2. Выявление уровня сформированности технических умений в аппликации у детей средней группы.
  • 3. Определение специфики формирования технических умений в аппликации у детей средней группы.
  • 4. Разработка методических рекомендаций по формированию технических умений у детей средней группы в процессе организации продуктивной деятельности (аппликации).

Методы исследования:

  • - анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы по вопросам обучения аппликации;
  • - наблюдение процесса аппликации детей среднего возраста;
  • - анализ продуктов детской деятельности (аппликационных работ детей в средней группе).

База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация - Детский сад №20 «Теремок», г. Клинцы Брянской области. В исследовании принимали участие дети 4 - 5 лет в количестве 10 человек.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее