Вероучение и культ синтоизма

Как уже было сказано выше, один из вариантов перевода иероглифа «син» - это «ками». Суть синтоизма состоит в вере в существование ками. Но здесь, при попытке объяснить, кто же такие ками, религиоведы сталкиваются с проблемой, обусловленной особенностями религии синто. Ведь синто является по своему субъекту религией общинной, а по количеству почитаемых богов - политеизмом - «многобожием». На этой почве родилось знаменитое высказывание о том, что в Японии восемь миллионов божеств. В этом выражается особенность синто как религии политеистической - божеств ками множество.

«Многие книги западных авторов о японских религиях начинаются с констатации того необычного факта, что в сознании рядового японца сосуществуют боги различных конфессий».

Вторая сложность объяснения термина ками заключается в общинной субъектности синто. Особенностью общинных религий является то, что в них нет официально утвержденного и сведенного воедино подобия катехизиса («кредо»). Соответственно, нет и ясных определений отдельных понятий, что позволило бы выстроить их в четкую систему. Поэтому мы не находим в синто «канонического» определения тому, что есть ками. Вместе с тем, эта неопределенность - характерная черта для японской культуры. Это стремление избежать однозначности истолкования, оставляя тем самым возможность для бесконечного перелива смыслов и значений.

Вместе с тем, очевидно, что божественные сущности ками незримо присутствуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем, они существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Ками буквально пронизывают окружающий мир. Но и здесь есть «подводные камни»: в синто нет чётких различий между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Ками могут даже сливаться с людьми, примером чего выступает божественная личность императора. Ками в синтоизме характеризуются не только святостью, но и чистотой, поэтому люди, прежде чем приблизиться к ками, должны пройти обряд очищения, который можно провести и дома, и в святилище, и на улице.

Как правило, ками никак не обозначаются (статуя или изображение), они просто подразумеваются, а в особых случаях синтоистские священнослужители прибегают к специальным предписанным молитвам (норито), чтобы призвать ками к месту собрания верующих и передать им силу, исходящую от ками. Дом, в котором живет японская семья, сам по себе является священным местом, чему отчасти способствует и присутствие в нем ками. Две священные книги синто - «Кодзики» и «Нихонги» -являются важнейшими источниками сведений о верованиях древних японцев, но и они не могут дать в точности объяснение термину «ками».

«В целом словом «ками» именуются многочисленные божества неба и земли, о которых говорится в древних писаниях, а также их духи-тама, пребывающие в святилищах, в которых они почитаются. Именуют так также и людей. Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, все, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками. Исключительное - это не только то, что почтенное, хорошее и благое. Дурное и странное тоже, если является исключительным и внушающим трепет, называется ками».

Эти литературные памятники не похожи на канонические книги других религий, прежде всего потому, что не являются религиозными книгами в буквальном смысле этого слова, а представляют собой летописно-мифологические своды. В них впервые были собраны и записаны сохранившиеся устные японские сказания, легенды и мифы о возникновении мира, о рождении первых божеств ками, о рождении Японского архипелага, о жизни и деяниях божеств, их подвигах, победах и поражениях в постоянном жизненном потоке.

«Отметим важный для правильного понимания дошедшей до нас редакции японских мифов факт - это собрание японских мифов появилось не в результате спонтанного народного творчества и не является творением гениального поэта. Это не было, говоря современным языком, частной инициативой. Японские мифы были собраны воедино и записаны по заказу государства».

Эти древнейшие рукописи к тому же являются в некотором роде сборниками ритуальных предписаний, ведь в религии синто ритуал - система символических действий, производимых во время отправления религиозной церемонии - это основа, сохранившаяся до наших дней почти без изменений.

Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества.

Самые важные ритуалы синто - это очищение (сайкой), жертвоприношение (синсэн), молитвы (норито) и возлияния (наорет). Наряду с ритуалами принято устраивать церемонии, среди которых мацури - наиболее яркие и пышные.

Догматика в синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место, ведь первоначально в синто вообще не было никаких догм, и лишь со временем, под влиянием заимствованных с континента религиозных учений, отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей - они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.

В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т. е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - цуми, и за подобный грех человек после смерти ведёт тягостное существование в Стране Мрака в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет: смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где-то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей.

От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма.

Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями жизни, поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций.

В домах некоторых японцев до сих пор имеются домашние алтари - камидана. Вместе с тем, ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. На вопрос о религиозной принадлежности лишь очень немногие японцы отвечают, что они синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём обряды не рассматриваются как проявление религиозности.

В настоящее время большинство синтоистских храмов Японии посвящено культу какого-либо одного ками, но вместе с тем существуют храмы, в которых почитаются несколько ками одновременно. Священники синтоистских храмов называются каннуси (дословно - «хозяин ками»). Вплоть до середины XIX в. все должности, связанные с отправлением синтоистского культа, были наследственными и передавались от отца к старшему сыну. Так возникли целые кланы священнослужителей - сякэ. Подготовкой священнослужителей синто занимаются два синтоистских университета: Кокугакуин в То-ио и Кагаккан в Исэ.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >