Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Бухучет и аудит arrow Общие вопросы организации работы бюджетного учреждения

Анализ внебюджетных средств

Задачи и источники информации для анализа внебюджетной деятельности

В настоящее время учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, с целью привлечения дополнительных средств, необходимых для эффективного использования государственной собственности, развития материально-технической базы и поддержания социальной сферы, ведут деятельность, разрешенную уставом учреждения, но не связанную с получением и расходованием бюджетных ассигнований - внебюджетную деятельность. Внебюджетная научно-производственная деятельность бюджетных учреждений является важнейшим и динамично развивающимся источником их доходов.

Внебюджетная деятельность весьма многогранна и существенно варьируется в зависимости от вида организации, характера ее основной деятельность, возможностей по оказанию платных услуг.

Задачи анализа внебюджетной деятельности могут включать:

оценку выполнения плана по основным показателям каждого вида внебюджетных средств;

оценку исполнения сметных назначений по всем видам внебюджетных средств;

расчет влияния факторов на отклонения по основным результативным показателям (объем продукции, прибыль, себестоимость и т.д.);

разработка мероприятий по устранению выявленных в результате анализа недостатков и мероприятий по изысканию источников образования и эффективного использования внебюджетных средств;

контроль правильности образования доходной и расходной части сметы, проверка своевременности и полноты начисления и перечисления налогов в государственный бюджет.

Источниками информации для анализа внебюджетных средств являются: отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств (ф. № 4) (Прил. Н), как индивидуальный (по каждому виду внебюджетных источников), так и сводный (в целом по всем внебюджетным средствам, которые имеются в организации);сметы доходов и расходов внебюджетных средств и расчеты к ним; основные показатели деятельности организации (развития сети, объема оказываемых услуг и т.п.); договоры на оказание платных услуг, сдачу в аренду и др., акты выполненных работ и другие первичные документы, калькуляции, данные оперативного учета об объему и стоимости оказанных услуг, данные бухгалтерского учета (мемориальные ордера №3, 6, 14 и др, регистры по субсчетам 237, 211, 410 и др), данные ревизий и проверок.

Анализ доходов от внебюджетной деятельности

До анализа непосредственно внебюджетной деятельности можно охарактеризовать общее финансовое положение организации и соотношение источников средств (бюджетная и внебюджетная деятельность).

Анализ доходов целесообразно начинать с определения их структуры. Как правило, доходы подразделяются по направлениям внебюджетной деятельности. При этом сопоставление производится с планом (сметой) и прошлыми периодами. Это может показать какие виды деятельности наиболее значимы и имеют превалирующее значение в деятельности организации. В тоже время существенные суммы дохода не являются показателем эффективности и прибыльности данного направления деятельности, и делать такой вывод без привлечения другой информации нельзя.

В отношении наиболее существенных направлений деятельности целесообразно провести более детальный анализ. Зачастую одно направление деятельности может объединять целый ряд различных видов платных услуг. Поэтому при наличии информации по видам услуг можно также определить те из них, которые имеют существенное значение.

Таблица 10 Структура доходов по внебюджетной деятельности

Вид обучения

Выручка

Структура

Вечернее обучение

1259,7

24,76

Заочное обучение

2785,9

54,76

Переподготовка:

900,4

17,7

-вечернее обучение

448,7

8,82

-заочное обучение

451,7

8,88

Курсы для абитуриентов

18,2

0,36

Курсы повышения квалификации

44,6

0,88

Центр занятости

71,9

1,41

Обучающие курсы

6,9

0,13

ИТОГО

5087,6

100

Источник - собственная разработка

При анализе доходов следует также сопоставить сумму отраженных доходов и сумму средств, поступивших от оказания платных услуг на счета организации. Неравенство этих показателей обусловлено методом признания выручки: поступление средств не всегда связано с признанием дохода, а признание дохода не всегда говорит об одновременном поступлении средств. Результатом разрыва является образование задолженности. Анализ следует проводить за ряд лет, чтобы проследить тенденции. Безусловно, нельзя признать удовлетворительной практику, когда значительная часть доходов отвлекается из оборота в виде дебиторской задолженности.

Анализ расходов по внебюджетной деятельности

Анализ расходов в общем виде проводится по данным отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств. Прежде всего, изучается состав расходов по отдельным направлениям деятельности и его соответствие плановым значениям (смете). При отклонении фактических расходов от сметы выявляются причины этого.

Таблица 11 Анализ фактических расходов

Наименование расходов

Смета расходов

Фактические поступления и расходы

Отклонение, тыс.руб.

Отклонение, %

Поступление средств

4920000

4683021,8

-236978,2

-4,82

Все расходы

4230714

3666966,9

-563747,1

-13,33

В т.ч.:

х

х

х

х

текущие расходы

3954314

3450294,8

-504019,2

-12,75

капитальные расходы

0

0

-

-

налоги и отчисления

276400

216672,1

-59727,9

-21,61

прочие расходы

0

0

-

-

Источник - собственная разработка

Специфика внебюджетной деятельности бюджетных организаций заключается в том, что при планировании этой деятельности всегда предусматривается прибыль. У бюджетных организаций не допускается «перекрестное» финансирование и, следовательно, отсутствуют источники для покрытия убытка. Оказание услуг в убыток не допускается. При возникновении предпосылок к этому немедленно должны быть предприняты действия вплоть до прекращения оказания платных услуг. Поэтому анализ отклонений доходов и расходов от предусмотренных по смете имеет первостепенное значение. По мере осуществления внебюджетной деятельности необходимо контролировать соотношение доходов и расходов. Для этого может быть исчислен уровень расходов в выручке по соответствующему направлению деятельности. Соблюдение этого уровня говорит о корректном планировании сметы и правильном ее исполнении. Снижение уровня расходов оценивается положительно при условии, что достигнута обоснованная экономия без ухудшения условий работы и качества услуг. Увеличение же уровня расходов вплоть до 100% является индикатором снижения прибыли до порогового значения.

На основании отчетов об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств может быть проведен анализ соотношения кассовых и фактических расходов по внебюджетной деятельности, однако его значение для управления организации значительно ниже, чем в отношении расходов по бюджету.

В практике анализа коммерческих организаций применяется классификация затрат на постоянные и переменные. Их размер и соотношение влияют на величину финансового результата. Эта методика может быть применена и к бюджетным организациям в части их внебюджетной деятельности, если система учета в организации позволяет получить необходимые данные.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее