Организация контрольно-ревизионной работы

Внутрихозяйственные проверки проводятся работниками предприятия, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности. С целью организации внутрихозяйственного контроля в ИИТ БГУИР создана ревизионная комиссия.

На ревизионную комиссию возложены задачи контроля за соблюдением устава организации, правил внутреннего распорядка, законности договоров и хозяйственных операций, сохранностью имущества, расходованием денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильностью учета, отчетности и расчетов с работниками предприятия.

Ревизионная комиссия проводит ежегодно ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, периодически проверяет хозяйственную деятельность подразделений и дает свое заключение по годовому отчету предприятия. В заключении в краткой форме ревизионная комиссия излагает целевой характер использования средств в процессе уставной деятельности предприятия и подтверждает реальность важнейших показателей годового отчета. Источниками данных для подготовки такого заключения служат отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств организации, записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета и формам годового отчета, материалы текущих и годовой ревизий и проверок.

Ревизионная комиссия имеет право:

  • - проверять правильность использования и сохранность продукции, материально-технических и денежных средств, зданий, сооружений и другого имущества;
  • - требовать необходимые для проверки документы от должностных лиц;
  • - принимать участие в ревизиях и проверках финансово-хозяйственной деятельности, проводимых контролирующими органами;
  • - принимать жалобы и заявления от работников на неправильные действия должностных лиц и принимать по ним необходимые меры;

Результаты деятельности ревизионной комиссии наиболее полно освещаются в ее годовом докладе. Подготовке такого доклада предшествует специальное заседание ревизионной комиссии, на котором разрабатывается и принимается план подготовки доклада и распределяется работа между отдельными членами ревизионной комиссии. Выполнение каждым членом своей работы оформляется соответствующими справками, на основании которых формируется затем общий доклад ревизионной комиссии. В нем находят отражение такие вопросы, как анализ эффективности деятельности института, анализ финансового состояния предприятия, его рентабельности, рационального использования трудовых ресурсов, производственных фондов и денежных средств, а также состояния сохранности имущества, соблюдения устава предприятия и правил внутреннего распорядка.

В зависимости от целей контроля и состояния бухгалтерского учета используются различные по содержанию приемы документального контроля. К ним относятся:

Формальная проверка документа предусматривает проверку соблюдения действующих унифицированных форм документов и требований к их составлению.

Арифметическая проверка документов - установление степени безошибочности вычислений, выполняемых при оформлении и обработке документа.

Экспертная проверка направлена на выявление подделок в документах.

Логическая проверка (взаимная сверка) - сопоставление различных документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций. При этом определяется, была ли объективная возможность возникновения этой операции, нет ли противоречий в содержании документа.

Нормативно-правовая проверка позволяет установить соответствие совершенной операции действующим нормативно-правовым документам.

Экономическая проверка определяет экономическую целесообразность и обоснованность совершенной операции и ее влияние на конечные финансовые результаты деятельности ревизуемого субъекта.

Встречная проверка ? сопоставление двух вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях.

Контрольное сличение ? проверка количественной информации о движении однородных ценностей за межинвентаризационный период. Этот прием основывается на равенстве:

Он + П = Р + Ок,

где Он и Ок - соответственно остатки на начало и конец проверяемого периода, по данным инвентаризационных описей.

П, Р ? документированный приход и расход за межинвентаризационный период.

Превышение правой части равенства над левой может быть результатом выписки бестоварных расходных документов или реализации неоприходованных материальных ценностей, завышения цен и других злоупотреблений.

Разновидностью контрольного сличения является хронологическая проверка движения ТМЦ и денежных средств, при котором их остатки определяют не только на дату инвентаризации, но при необходимости - на конец каждого дня (любую дату межинвентаризационного периода).

Проверка документов по данным корреспондирующих счетов означает сопоставление записей в учетных регистрах с оправдательными документами и показателями отчетных форм.

При этом часто используются такие приемы, как:

прослеживание - прием, при котором проверяющий убеждается в правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, либо в обратном направлении ? от корреспонденции счетов в бухгалтерском учете к документам;

сканирование ? просмотр первичных документов и составленных на их основе отчетов за ряд смежных периодов;

подтверждение - прием, при котором проверяющий получает письменные подтверждения от третьих лиц об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.

Аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов устанавливает обоснованность показателей отчетности и балансов данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах.

В результате приемов документального контроля может быть выявлен материальный и интеллектуальный подлог.

Материальный подлог содержат такие документы, в которых имеются подделки части информации.

Интеллектуальный подлог содержат такие документы, которые составлены и оформлены верно (с формальным соблюдением всех существующих требований), но которые содержат заведомо ложную информацию.

Документальный контроль может проводится в хронологическом или систематизированном порядке. Хронологическая проверка предусматривает изучение документов за весь ревизуемый период в том порядке, в каком они хранятся или сброшюрованы в папки.

Систематизированная проверка проводится по однородным операциям (кассовым, банковским, расчетам с подотчетными лицами и др.).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >