Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow Влияние социально-экономических факторов на электоральное поведение избирателей Урала и Приволжья (по результатам выборов в Государственную Думу 2011 года)

Основные теоретические подходы к исследованию электорального поведения в России

В первой главе внимание уделяется теоретическим разработкам в области политического поведения и политической регионалистики, применимых к поставленной цели данного исследования.

Российское электоральное пространство является одним из наиболее проработанных направлений современной отечественной политической науки. Но в то же время, крупные исследователи, задающие «мейнстрим» в области нашего научного интереса, склонны обращать свое внимание на общероссийские характеристики электорального пространства и поведения избирателей на выборах, оставляя электоральное пространство отдельных регионов России местным специалистам, погруженным в местный контекст, и политическим технологам, заинтересованным в продвижении своих кандидатов-нанимателей. Тем не менее, за более чем двадцатилетнюю историю существования современной российской политической науки электоральное пространство России и электоральное поведение граждан неоднократно становилось предметом описания и теоретизирования на основе адаптированных к российской действительности разработок заграничных коллег.

Представляется необходимым описать существующую глубину изученности поставленного исследовательского вопроса.

Прежде всего, стоит отметить следующий занимательный факт: несмотря на широкие возможности, предоставляемые исследователю, готовому применять методы статистического анализа в области электорального поведения, число серьезных исследовательских работ, в которых методы применялись бы грамотно и обоснованно, из года в год увеличивается незначительно. Связано это зачастую со сложностью освоения применяемого количественного инструментария. При этом следует иметь в виду, что имеющиеся в стране специалисты по электоральной статистике зачастую в период выборов выступают в качестве наемных работников, выполняющих заказ по изучению электорального пространства для кандидата или партии, а получаемые результаты по понятным причинам не публикуются: хотя использование социально-экономического подхода в чистом виде при построении стратегии избирательной кампании подвергалось неоднократной критике со стороны политических технологов, сбор информации об избирательном округе, электоральных предпочтениях и поведении избирателей остается важной составляющей планирования любой избирательной кампании [Малкин, Сучков, 2006, с.74]. Опубликованные в научных сборниках и монографиях работы описывают в целом ситуацию по России, как правило, не углубляясь в отдельные регионы, иными словами, не ставя перед собой целью изучить общее и особенное во влиянии социальных и экономических факторов в различных регионах России.

После последних думских выборов, прошедших в декабре 2011 года, резко возросло число публикаций в ненаучных периодических журналах, где, при всем том, профессионалами были представлены научно обоснованные выводы об имевшихся фальсификациях в пользу определенной партии [Шпилькин]. Главным инструментом определения «подправленных» результатов стали количественные методы. Но, опять же, мало кто старался выявить взаимосвязь между социальными факторами и предпочтениями избирателей на «чистых» участках.

Поэтому, следуя научной логике, ниже будет представлен обзор тех работ, что так или иначе можно считать методологическим основанием для данного исследования. На этих работах основаны отбор социальных и экономических факторов, которые были использованы для построения регрессионных моделей, проверяющих поставленные исследовательские гипотезы, а также стартовая площадка для интерпретации части полученных выводов.

В данной главе работы описаны используемые подходы и обоснован выбор объясняющих переменных. В соответствие с этим, глава разбита на следующие смысловые части:

  • 1) Описание используемых подходов, дающее методологическое основание для проведения исследования, а также накладывающие определенные ограничение.
  • 2) Осуществления отбора социальных и экономических факторов, подразумевающее теоретическое основание считать тот или иной фактор потенциально оказывающим влияние на электоральное предпочтение избирателя
  • 3) Описание социально-экономических факторов, их интерпретация в контексте исследования.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее