Период ВКЛ

Развитие политической мысли Беларуси в эпоху Ренессанса

На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый период благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения.

Социально-политические и правовые идеи отечественных мыслителей рассматриваемого периода носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

Представители первого, умеренно-гуманистического, направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (около 1490-1541 гг.). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Особый интерес проявляет Франциск Скорина к праву и закону. Законы он делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх, что законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличается демократичностью. В своих размышлениях он обращается к простым людям, считает их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина является сторонником идей вечного мира.

Представители второго, радикально-гуманистического, направления социально-политической мысли (Якуб из Калиновки, Петр из Гонен-дза, Павел из Визны, Мартин Чеховиц и др.) в специфической, религиозно-теологической форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к радикальным социально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальную активность за рамками сложившихся общественных институтов. Если в содержании социально-политических и правовых идей представителей первого направления ведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго -- народно-утопическая.

Статут III 1588 г.

В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, в состав которого входили и белорусские земли, появляются опубликованные на древне белорусском языке правовые акты. Исключительный исторический интерес представляют Первый (1529 г.), Второй (1566 г.) и Третий(1588 г.) Статуты Великого Княжества Литовского. Они являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-то личной воли, а только от закона.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >