Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»

В 2010 году в связи с концепцией модернизации образования был взят курс на введение в старших классах профильной подготовки. Новая образовательная концепция сроком до 2020 года продолжает это направление. Эффективность профильного обучения повышается за счет предварительной подготовки, которая начинается со средних классов. Один из видов такой работы - элективные курсы по предметам.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения,входящие в состав профиля обучения. В период с 5 по 8 классы курсы готовят учащегося к целенаправленному выбору того или иного профиля подготовки, что в дальнейшем сказывается на профессиональном выборе.

Литературный процесс разнообразен и разнопланов, требует внимательного и глубокого изучения. Школьная программа не в силах осветить весь круг вопросов, связанных с развитием литературы, из-за ограниченности по времени.

Литература относится к эстетическим дисциплинам, она предполагает постижение школьниками этого вида искусства через разнообразные художественные источники. Все это способствует продолжению работы за рамками школьного урока.

Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с современными авторами.

Такие занятия привлекают увлеченных литературой учеников. Они не назидательны, носят познавательный характер, строятся на индивидуальном интересе каждого учащегося.

Данный элективный курс построен на основе изучения художественных особенностей современной литературы для подростков. Ведущий принцип построения материала - проблемно-тематический, чтение произведений единой тематики, со сходной проблематикой, актуальной для обучающихся.

Цели элективного курса:

  • – формировать представления об основных явлениях и тенденциях развития подростковой литературы последних пятнадцати лет;
  • – учить школьников ориентироваться в многообразии современной литературы, создавать полноценные условия для формирования литературных предпочтений учащихся;
  • – развивать умения анализа художественного текста.

Данные цели предполагают решение следующих конкретных задач:

  • – развивать общую культуру учащихся;
  • – повышать информационную и коммуникативную компетентности учащихся;
  • – обеспечивать углубленное и многостороннее изучение школьниками литературы как учебного предмета;
  • – формировать представление об основных явлениях и тенденциях современной литературы;
  • – развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
  • – способствовать эффективной подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.

Курс «Современная литература для подростков» ориентирован на 34 часа (1 час в неделю). Вариативность применения программы курса с 7 по 9 класс. Данный курс может быть использован как дополнение к базовому курсу литературы.

Во время проведения занятий учитель может использовать различные формы уроков: проблемно-диалоговая лекция, лекция-конференция, урок-дискуссия, урок анализа текста, урок-исследование и др.

При создании программы приоритеты были отданы фундаментальному подходу, предполагающему разработку содержания курса в логике перехода от общих законов и теории к частным закономерностям, направленнымна углубленное изучение предмета. Курс создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, аналитического и диалектического мышления. Работа с разнообразными литературными материалами позволит учащимся развивать навыки отбора и анализа новой для них информации и построения на этой основе собственных гипотез, точки зрения.

Занятия будут посвящены анализу современных художественных произведений для подростков и изучению литературной ситуации последних лет.

При отборе произведений учитывались следующие критерии:

  • – подростковая тематика и проблематика;
  • – герои - дети и подростки;
  • – повествование о мире, в котором живут подростки;
  • – равновесие художественных и нравственных ценностей;
  • – соответствие возрастным особенностям ученика;
  • – гуманистическая направленность;
  • – позитивное влияние на личность читателя-подростка;
  • – литературный язык повествования (в том числе отсутствие ненормативной лексики);
  • – отсутствие эпизодов (сцен), нарушающих психологическую устойчивость подростков;
  • – получение номинаций в конкурсах произведений для юношества: «Книгуру», «Международной литературной премии им. В. П. Крапивина», «Международного конкурса имени Сергея Михалкова», премии «Заветная мечта», международного конкурса детской и юношеской художественной и научно - популярной литературы им. А. Н. Толстого, премия имени АстридЛингрен;
  • – рекомендации, отзывы в интернет-сообществах и форумах;
  • – рекомендации студентов филологического факультета, выявленные в результате анкетирования;
  • – положительные отзывы учеников школы №8 г. Вологды;
  • – время издания с 2000 по 2015 год;
  • – личные предпочтения автора элективного курса.

В результате изучения курса учащиеся должны:

иметь представление:

  • – о современном литературном процессе;
  • – о специфике современных подростковых произведений;

знать:

– творчество современных авторов;

уметь:

  • – воспроизводить содержание изученного литературного произведения;
  • – анализировать и интерпретировать литературные произведения;
  • – сопоставлять произведения с эпохой, сопоставлять произведения разных авторов, сопоставлять разные эпизоды и героев;
  • – аргументировано отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения;
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее