Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ» КАК ФОРМА УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ФОРМА ЗАНЯТИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ

Анализстандарта [58] ипрограмм по литературе [45,46,47,48,49,50, 51] показывает, что в рамках школьного курса литературы, изучению произведений для подростков и о подростках отводится незначительное количество часов. Изучается древнерусская литература, лучшие образцы классицизма, сентиментализма, романтическая литература XIX - XX веков, реалистическая литература XX века. Литературный процесс XXI столетия развивается, а современные авторы, в своем большинстве, остаются неизвестными для школьников. Для ее решения учителя создают спискипроизведений для летнего чтения, куда включают современные произведения для детей и подростков, разрабатывают уроки внеклассного чтения по данной теме. Эффективной формой углубленного изучения литературы являются элективные курсы.

В связи с модернизацией школьного образования, которое ориентировано на индивидуализацию обучения, в старших классах вводится профильное обучение. Система профилей предусматривает комбинацию трех видов курсов: базового общеобразовательного, профильного общеобразовательного и элективного курсов.

Базовоеобщеобразовательное направление - курс, обязательный для всех учащихся во всех профилях обучения. Он включает русский язык и литературу, математику,иностранный язык, историю, физическую культуру,интегрированный курс обществознания (для необществоведческих профилей), интегрированный курс естествознания (для неестественнонаучных профилей).

Профильное направление - курс повышенного уровня, определяющий направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы (от лат.Elektus-избирательный) -oбязательные курсы по выбору учащихся, вхoдящие в сoстав профиля обучения на старшей ступени школы.Курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека. Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.

Существует три типа элективных курсов:

  • - предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.
  • - межпредметные элективные курсы, задача которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
  • - курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы имеют широкий круг функций и задач:

  • - обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • - служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
  • - обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов;
  • - служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • - обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • - служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.

Как и на уроках, в рамках элективного курса, основное внимание уделяется изучению художественного текста: анализу, сопоставлению, интерпретации образов, творческой истории произведения. При работе с текстом необходимо понять основную эмоциональную тональность произведения, представлять себе образы и научиться соединять их с личным опытом, выявлять позицию автора и интерпретировать прочитанное.

Для успешной ориентации школьника в профилях обучения классах школьникам предлагаются предпрофильные курсы, которые призваны подготовить обучающихся к выбору профиля в 10 - 11 классах и способствуют развитию их познавательных интересов.

Именно эффективность предпрофильных элективных курсов влияет на будущий выбор школьника. Такой вид подготовки предполагается в 8 - 9 классах. И. Артюхова отмечает, что предпрофильная подготовка - это «система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности»[6, с. 3]. Учащиеся после 9 класса должны быть готовы к осознанному выбору профиля обучения и дальнейшей профессиональной области.

При создании элективных курсов используются следующие подходы:

  • 1. Фундаментальный; материал преподносится от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям. Курс, составленный с учетом данного подхода, направлен на углубленное изучение предмета, в большей степени ориентирован на одаренных детей и связан с профильными предметами старшей школы.
  • 2. Методологический подход; предполагает знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. В основе данного подхода лежит метод проектной деятельности, лабораторно-практические занятия, занятия практикумы.
  • 3. Универсальный подход, основная цель которого рассмотреть одну проблему, явление, понятие с точки зрения разных наук, предпочтителен для межпредметных курсов. В его основе лежит использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода.
  • 4. Прагматичный подход; основан на обеспечении учащихся определенными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшей жизни. Для него предпочтительными могут быть практические занятия, серии практикумов в той или иной профессиональной области.
  • 5. Деятельностно-ценностный подход; основан на знакомстве со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения определенного профиля.
  • 6. Компетентностный подход; является одним из наиболее используемых подходов. При создании элективного курса, основанного на компетентностном подходе, сначала определяются значимые для учащихся проблемы. Далее выявляются необходимые умения для их разрешения и определяются компетентности. Только после этого происходит подбор материала, разработка методов обучения и системы оценивания [10, с. 7].

По своей структуре программа элективного курса схожа с программой по учебному предмету. Она предусматривает наличие титульного листа; написание пояснительной записки с целями, задачами; тематического планирования; содержания курса; методических рекомендаций; списка литературы для учителей и учащихся; приложений.

Содержание курсов должно соответствовать возрасту учащихся и не должно быть долгим по времени, не превышать 34 часов (1часв неделю). Обязательно курсы должны быть оригинальными, привлекательными для учеников, содержать новую познавательную информацию.

На выбор ученику должно предлагаться большое разнообразие элективных курсов, чтобы исключить принудительность, заинтересовать ученика и не ограничивать в выборе.

Вопросу создания элективных курсов в последние годы уделяется большое внимание. Назовем, например, такие программы, как «Новая литературная жизнь классического героя» Г.В. Пранцовой, развивающая у учащихся способность контекстуального рассмотрения литературных явлений; «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» под редакцией В.Ф.Чертова, построенная на историко-литературной основе и обучающая целостному анализу литературного произведения; «Литература русского зарубежья» В.В. Агеносова, формирующая представления школьников о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в литературе русского зарубежья и другие.

Элективные курсы по литературе - эффективная форма обучения школьников. Поэтому представляется необходимой разработка элективного курса по литературе для учащихся средних классов на тему «Современная литература для подростков». Данный курс познакомит школьников с произведениями современников, будет закреплять умения анализа и сопоставления литературных текстов, способствовать развитию их читательского интереса.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее