Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Предпочтения подростков в области литературы

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В книгах для подростков следует обратить внимание на мир, который преобладает в таких произведениях. Это особое пространство, в котором комфортно детской душе. По словам Ю.М. Лотмана, «язык пространственных представлений» в литературном творчестве «принадлежит к первичными основным»[37, с. 12]. Эта форма отражения действительности привлекает читателя за счет особенностей описания.

В литературных произведениях, созданных в различных жанрах, по-разному изображается художественное пространство. В небольших по объему рассказах и повестях описывается реально существующее пространство. Характерным для подростковых произведений является пространство школы. Отношение к ней разное. Если школу понимать в классическом ее виде - это пространство чаще с негативными характеристиками. В повести Ирины Костевич «Мне 14 уже два года» девочка попадает в новую школу и почти сразу становится изгоем. Класс и учителя объявляют ей бойкот. Пространство показано как враждебное, неродное, из него хочется сбежать и девочка убегает в диспансер к больным детям. Там ей хочется творить, появляется вдохновение. В «Классе коррекции» Е.В. Мурашовой образ школы сконцентрирован в одном классе, в котором собраны дети со сложностями в развитии. Этот седьмой «Е» класс, последний для школьников, так как восьмого класса для таких детей нет.Ученики находятся в ситуации выбора своего пути, кого-то переведут в другую школу, кого-то в другую параллель, кто-то будет вынужден закончить обучение и выйти во взрослую жизнь или отправится на лечение в психиатрическую клинику. Такое пограничное состояние сближает подростков, они понимают, что счастливое будущее для каждого из них маловероятно. Их класс - это своеобразный «минимир», в котором нет места обыкновенному человеку. Кто бы ни пытался проникнуть в него, все попытки безуспешны: учителя теряют терпение, ученики из других классов не интересуются жизнью инвалидов, родители боятся общаться с одноклассниками своих детей.

Выходом из ужасающего окружения становится переход героев в вымышленное пространство. Оно наделено всеми чертами, которых не хватало в реальном мире. Там полноценные люди, там свет, а не серость. Двоемирие в подростковых произведениях становится способом дать персонажам и - главное - читателям надежду на то, что многие проблемы разрешимы, что мир состоит не только из темных сторон. Вымышленному пространству в повести Е. Мурашовой противостоит пространство школы. Оно описывается без лишних эмоций, без света и ярких красок (в отличие от вымышленного мира): это здание из стекла и бетона, которое стоит «на пустыре посреди новостроек и вся напоминает чью-то (забыл, чью) мечту: здание из стекла и бетона, огромные окна от пола до потолка, на полу -- блестящий желтый линолеум цвета детского поноса, на стенах нарисованы картины счастливого детства. В классах много цветов с большими кожистыми листьями, в глазированных горшках. Не знаю, как они называются, но один ботаник из старшего класса как-то объяснил мне, что эти цветы растут в каких-то американских пустынях, где больше вообще ничего не растет. Теперь я понимаю, почему они у нас в школе выжили и все заполонили» [39, с. 60]. Это пространство, где не живут, а выживают.

Если у Е.В. Мурашовой фигурирует характеристика школы, как пространства, то белорусский дуэт А. Жвалевского и Е. Пастернак рассматривают школу не как пространство, а как мир, способ существования, жизни. Этот мир требует защиты в повести «Хочу в школу!». Уже само заглавие говорит об отношении к школе главных героев. Здесь мы не увидим классических школьных устоев, школа - место всестороннего и самостоятельного развития ученика, учителя не наставники, а друзья, советчики, сверстники сплоченный коллектив, где все за одного. Нет оценок, конкуренции, все это заменяет стремление дойти до истинных знаний и поделиться ими. Этот школьный мир находится под угрозой закрытия, перевести учеников в обычные классы - означает убить в них все стремления. Само помещение является символом культуры для учащихся.

Школе будущего, какой воспринимается любимая детьми гимназия, противопоставляется в повести обыкновенная школа, каких много в нашей действительности. Это не враждебный мир для подростков (как в повести Е. Мурашовой), но и не гармоничный, творческий, какой, по мысли авторов и читателей, должна быть школа. Важной представляется мысль писателей о том, что подростки могут влиять на тот мир, который их окружает. Герои произведения пытаются изменить некоторые правила традиционной школы, в которой они вынуждены учиться: для них школа - это пространство, в котором они взрослеют.

Кроме школьного, в подростковых произведениях изображается пространство дома (квартиры) и пейзаж. Природное пространство, как правило, связано с ситуацией отдыха. Оно открытое, неограниченное, связанное, как правило, с летом, морем, приключениями. В таких произведениях можно увидеть целую палитру летних пейзажей, например, в сборнике Н. Евдокимовой «Лето пахнет солью». Автор показывает красоты крымского побережья: «Море шумело где-то внизу, и отсюда, с высоты, оно казалось настоящим. Нет, оно и раньше было настоящим, но здесь… Из прозрачно-голубого превратилось в сочно-изумрудное, пенистое, цельное. Если бы Ленке когда-нибудь понадобилось описать это словами, то она бы только вздохнула и не говорила ничего, потому что ее слов для такого большого моря не хватило бы…» [23, с. 12].

Пейзаж является и способом передачи напряженности действия или эмоций героев.

С пространством родного дома, квартиры тесно связан мотив утраты, разрушения, потери. И. Костевич в повести «Мне 14 уже два года» начинает повествование с потери героиней дома. Далее начинаются трудности: девочка вынуждена перейти в другую школу, расстаться с родителями, адаптироваться к новому коллективу. Если начало связано с мотивом утраты, то финал - обретения.

Пространственная организация фантастических и реалистических произведений имеет ряд особенностей. Фантастика активнее реалистической литературы использует все возможности художественного пространства: волшебные перемещения, наполнение неожиданными деталями, деление на части, уменьшение и увеличение. А. Слаповский в романе «Пропавшие в Бермундии» наделил волшебное пространство сознанием. Страна Бермундия воплощала в жизнь все невольные мысли героев, заставляя их тем самым испытывать массу неудобств. В этом произведении пространство выступило в качестве действующего лица, наделенного мышлением и способного действовать и вступать в конфликт с героями. Реальное пространство в романе или граничит с вымышленным или полностью им подменяется. Оно наделено волшебными свойствами, может деформироваться. Все повествование книги построено на основе странствия. Это способствует динамике сюжета.

В реалистической литературе пространство является одним из способов создания персонажей, характеризует их внутреннее состояние.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее